double arrow

Три признака города: Вячеслав Глазычев

 

1. Публичные пространства. Первое: наличие определенного свободного пространства... Пустое публичное пространство, находящееся не в частной, а в коммунальной собственности, есть непременное условие города: есть такое пространство - есть город, нет его - нет города.

2. Досуг. Второй признак и вместе с чем функция городского существования - значительное количество в любой момент времени ничем не занятых людей, не занятых производственной деятельностью.

3. Городское сообщество. Город отличается от предгорода, "недогорода" и "негорода" принципиальным качеством - наличием городского сообщества.

 

Городские пространства.

За последние 500 лет город породил четыре явления вокруг которых сложилось и публичное пространство, городское сообщество.

Первое - биржа. Биржа - это не только место операций, это еще и место, где люди видят друг друга оперирующими, т.е. своего рода театр.

Второе - суд. Суд как система сугубо городского пространства и, одновременно, театр. в котором есть актеры, играющие разные роли: "судьи", "истца", "ответчика". "адвоката", "присяжных".

Третье - сам театр, как зеркало, в котором аудитория воспринимает некоторые предъявляемые и понятные ей действия (таким театром может быть, и бывает, городская площадь).

Четвертое - городской рынок, харчевня. трактир, кофейня. пивная, ресторан, т.е. все те места, где люди видят друг друга, где происходит специфическое общение между ними. Ведь сами люди более всего интересны друг другу. и город является, прежде всего, системой "кулис", которая обеспечивает возможность смотреть друг на друга, смотреть разнообразно, богато, любопытно.

3. Публичная и приватная сфера

Частная сфера: личная и семейная жизнь, в основном закрытая для публичного доступа.

Публичная сфера: сфера гражданского общества и трудовых отношений, а также общественная, политическая и культурная жизнь, осуществляемая в общественных пространствах.

 

4. Город как культурный феномен

Георг Зиммель (1858-1918)

Большие города и духовная жизнь

 

Сложность организации и сложность ориентации

Развитие современной культуры характеризуется перевесом того, что можно было бы назвать объективным духом. над духом субъективным; эо значит: в языке и праве, в технике и искусстве, в науке и предметах домашнего обихода заключен дух, за ежедневным ростом которого субъект поспевает далеко не вполне, а часто отстает от него.... личность отстает все дальше и дальше от преобладающей объективной культуры.

Плотность коммуникаций

Большого города, - это повышенная нервность жизни, происходящая от быстрой и непрерывной смены внешних и внутренних впечатлений.

"Рассудочность и интеллектуализм"

Формализация отношений

- Денежна экономика (Биржа)

-Формальное право (Суд)

... принцип денег устраняет всякую индивидуальность явлений. Деньги спрашивают только о том, то является общим для всех соответственных явлений, а именно о меновой ценности, которая нивелирует всякое качество и всякую оригинальность под единственный критерий количества.

Городской супермаркет Формальные, деперсонализированные отношения

Базар Неформальные, "личные" отношения

 

Самоконтроль и сдержанность

Пунктуальность

Обстоятельства и жизнь жителя большого города бывают обыкновенно чрезвычайно разнообразны и сложны, и, что особенно важно. благодаря скоплению такой массы людей со столь дифференцированными интересами, их жизнь и деятельность слагается в такой многочисленный организм, что без самой пунктуальной точности договоров и выполнения их все обратилось бы в полнейший хаос.

Пресыщенность ("блазированность")

Сущность блазированности есть притупленность восприятия различных вещей... в том смысле, что значение и ценность разницы между вещами, а потому и сами вещи кажутся ничтожными. Они представляются человеку с притупленными чувствами однообразно тусклыми и сырыми, ничего не стоящими, недостойными никакого предпочтения перед другими.

Обособленность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: