1. Формирование современных институтов истории культуры
Музей эпохи Возрождения и раннего Нового времени: коллекция классических нормативных образцов искусства или природных экспонатов, предназначенных для изучения (кунсткамера).
Британский музей -открыт для публики в 1759 году.
Галерея Уфицци -открыта для широкого посещения публики в 1769 году
Лувр -открыт для публики в 1791 году
1714 г. - учреждение Кунсткамеры в России.
"Музейные" указы Петра I
В 1718г. Петром I был издан указ, предписывающий сдавать властям "старые вещи". а именно: каменья необыкновенные. кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие. как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными. также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...".
Ряд указов Петра 1720-1722 гг., предписывал сбор исторических ценностей. документов и археологических находок. В частности, вещи, найденные в Сибири. необходимо было направлять в Берг- и Мануфактур коллегии, не переплавляя.
|
|
Крепость в Копорье (Лен. обл. с XIII в.)
После конфискации земель А. Меньшикова в 1731 году "Копорье вскоре несколько раз жаловано разным владельцам и в итоге оказалось поместьем дворянина Зиновьева. которому пришла в голову идея сбить со стен крепости тесаную облицовочную плиту и распродать ее местным жителям на хоз. надобности. Хорошо, что прежде чем он успел приступить к исполнению своей затеи о том узнали в Министерстве внутренних дел, откуда Зиновьеву пришл грозное уведомление о том, что "подобные древние здания строжайше запрещено разрушать"". Власов А.С, Элькин Г.Н. Древнерусские крепости Северо-Запада.
2. Начало изучения народной (национальной) культуры
1812 г. - сборник "Детские и семейные сказки". собранные в немецких землях братьями Якобом и Вильгельмом Гриммами
1854 г. - "Немецкий словарь" братьев Гримм
1855-1864 гг. _ "Народные русские сказки" собранные и изданные Александром Афанасьевым
1866-1869 гг. _ "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева
с 1861 г. - "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля.
3. История как необходимый момент самопознания современного человека
История есть путь к осознанию и достижению человечеством сознания относительно самого себя.
Конечный дух имеет только Здесь и Сейчас. Но эту тесноту своего бытия он расширяет вперед своей волей и своими надеждами, назад - полнотой своих воспоминаний. Так. идеально заключая в себе будущее и прошлое. наделен он аналогией вечности. Дройзен И.Г. Историка
4. "Сокращение настоящего" (теория историзма Германа Люббе)
|
|
В динамической цивилизации. с возрастанием количества инноваций в единицу времени. уменьшается хронологическое расстояние до того прошлого. которое во многих жизненных отношениях уже устарело. в котором мы не можем уже распознать привычной структуры сегодняшнего жизненного мира и которое, поэтому, представляется нам чужим и даже непонятным. Люббе Г. В ногу со временем
[В эпоху модерна] цивилизационная динамика достигла таких масштабов. которые сделали ее в пределах жизненного цикла тех трех поколений. которые были в состоянии непосредственно обмениваться своим жизненным опытом. необозримой и агрессивной в отношении выгод и недостатков. Такая ситуация возникла с начала так называемой промышленной революции. С той поры индустриальное общество живет культурно в сознании своей собственной историчности и исполнено надеждой на прогресс и. комплементарно к этому, критикой прогресса.
5. Историзм и историческое сознание
Историзм - характерный для культуры модерна интерес к истории в широком смысле слова (истории культуры. локальной истории. личной истории и т.д.), обусловленный динамикой современной цивилизации.
Историзм является не только специфической формой сознания исторической изменчивости мира, общества и человека. но также выражается в объектированных формах современной культуры.