Макс Хоркхаймер (1895-1973)

"Диалектика просвещения", 1947

Вся массовая культура в условиях господства монополий являетя идентичной.

Как технически, так и экономически реклама и культуриндустрия сливаются друг с другом. Повсеместно как в первой, так и во второй наблюдаются одни и те же явления, а механическое повторение одного и того же культурпродукта уже есть повторение одного и того же пропагандистского лозунга. Как в первой, так и во второй под знаком эффективности происходит превращение техники в психотехнику, в средство манипуляции людьми.

9. Рождение массовой пропаганды

Советский авангард и пропаганда

Аттракцион... - всякий агрессивный момент театра, т.е. всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно-выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего, в свою очередь в совокупности - единственно обусловливающие возможность восприятия идейной стороны демонстрируемого - конечного идеологического вывода. С. Эйзенштейн. Монтаж аттракционов, 1923

Пропаганда и документальное кино

... Заставляю зрителя видеть так, как выгоднее всего мне показать то или иное зрительное явления.

... Ты идешь по улице Чикаго сегодня, в 1923 году, но я заставляю тебя поклониться покойному т. Володарскому, который в 1918 году идет по улице Петрограда т он отвечает тебе на поклон. Дзига Вертов. Киноки. Переворот. 1922

 

10. Теоретические основы политик культурного управления субъектом

Объективное определение сознания может быть только социологическим.... Сознание слагается и осуществляется в знаковом материале, созданном в процессе социального общения организованного коллектива. Индивидуальное сознание питается знаками, вырастает из них, отражает в себе их логику и их закономерность. Логика сознания есть логика идеологического общения, знакового взаимодействия коллектива. Если мы лишим сознание его знакового идеологического содержания, от сознания ровно ничего не останется. В. Волошинов "Марксизм и философия языка" (1929)

 

Центральной идеей психологии искусства мы считаем признание преодоления материала художественной формой или, что то же, признание искусство общественной техникой чувства. Выготский Л.С. "Психология искусства" (1965)

 

11. Удался ли советский проект "формовки" нового человека?

... Советский Союз был свободным обществом. Ограниченность возможностей политической свободы в сфере повседневности компенсировалась многообразием сфер опыта. затруднённость входа в которые лишь увеличивала их желанность и усиливала напряженность переживания свободы. Свобода существовала как реальный выбор. сопряженный с запретом и преодолением запрета. Это означало, что свобода существовала как индивидуальное переживание, которое было одновременно и переживанием несвободы, ущемленности, запрета. Таким образом, Советский Союз был страной рефлексированной свободы. Ионин. Социология культуры. 2004

 

12. Массовая культура как пространство свободы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: