Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданская оборона (ГО)

Гражданская оборона, как система мероприятий по подготовке к защите населения,материальных и культурных ценностей на терри­тории нашей страны от опасностей,возникающих при ведении военных дейст­вий или вследствие этих действий,берёт своё начало в прошлом веке. В феврале 1918 г. России пришлось принимать меры по защите Петрограда отбомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием кнаселению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны,сети наблюда­тельных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помо­щипострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России.

4 октября 1932 г. Совет народных комиссаров (СНК) СССР утвердил «Положение о проти­вовоздушной обороне территории Союза ССР». Этим актом было положено начало деятельностицентрализованной общесоюзной ор­ганизации - местной противовоздушнойобороны СССР (МПВО), а впоследствии (в 1961 г.) на ее основе была созданасистема граж­данской обороны (ГО). Появление атомного оружия и других видов оружия массового поражения (ОМП) -химического и бактериологического - потребо­вало новых способов и средствзащиты населения. В свете этого гражданская оборона, созданная в 1961 г.,стала системой общего­сударственных оборонных мероприятий, осуществляемыхзаблаго­временно на всей территории страны.

Таким образом в своём развитии ГО в нашей стране прошла семь этапов:

первый этап - (март 1918г. - октябрь 1932г.)

второй этап - (ноябрь 1932г. - июнь 1941г.)

третий этап - (22 июня 1941 - 9 мая 1945г.)

четвертый этап - (июнь 1945г.-июль 1961г.)

пятый этап - (июль 1961 - сентябрь 1971г.)

шестой этап - (сентябрь 1971г.-апрель 1990г.)

Седьмой этап (современный) - с 1991г. по настоящее время.

В апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвы­чайных ситуациях, преобразованная в 1995 г в Единую Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Единая система), осуществляющая свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Единая система действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

На каждом уровне единой системы создаются:

-координационные органы,

-постоянно действующие органы управления,

-органы повседневного управления,

-силы и средства,

-резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

- на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

- на территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

- на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, основными задачами которой является разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности.

В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет вустановленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

- на территориальном и местном уровнях - соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

- на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой системы являются:

-центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

-центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

-центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры,

дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

-единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

-дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

К основным задачам, возложенным на РСЧС, относятся:

1. Разработка и реализация законов и др. важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от ЧС.

2. Осуществление целевых и научно – технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС.

3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС.

4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.

5. Подготовка населения к действиям при ЧС.

6. Прогнозирование и оценка социально – экономических последствий ЧС.

7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС.

9. Ликвидация ЧС.

10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.

11. Реализация прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны — формирова­ния, создаваемые на базе организаций по территориально-произ­водственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и орга­низаций от опасностей, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий.

Основными задачами в области гражданской обороны явля­ются:

• обучение населения способам защиты от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценно­стей в безопасные районы;

• предоставление населению убежищ и средств индивидуаль­ной защиты;

• проведение мероприятии по световой маскировке и другим видам маскировки;

• проведение аварийно-спасательных работ в случае возник­новения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих дейст­вий, в том числе медицинское обслуживание, включая ока­зание первой медицинской помощи, срочное предоставле­ние жилья и принятие других необходимых мер;

• борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радио­активному, химическому, биологическому и иному зара­жению;

• обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

• восстановление и поддержание порядка в районах, постра­давших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

• срочное захоронение трупов в военное время;

• разработка и осуществление мер, направленных на сохра­нение объектов, существенно необходимых для устойчиво­го функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями обо­ронного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории Россий­ской Федерации по территориально-производственному принципу. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации во­енного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федераль­ными законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации:

• проходят обучение способам защиты от опасностей, возни­кающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

• оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обо­роны.

Руководство гражданской обороной в Российской Федера­ции осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руково­дители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территориях субъек­тов Российской Федерации и муниципальных образований осу­ществляют соответственно главы органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальни­ками гражданской обороны.

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне соз­даются федеральные, республиканские, краевые, областные, ав­тономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

Силы гражданской обороны — воинские формирования, спе­циально предназначенные для решения задач в области граждан­ской обороны, организационно объединенные в Войска граж­данской обороны, а также гражданские организации граждан­ской обороны.

Для решения задач в области гражданской обороны воин­ские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области граж­данской обороны в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

На вооружении Войск гражданской обороны находятся спе­циальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала во­енных действий или введения Президентом Российской Федера­ции военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при сти­хийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, ка­тастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требую­щих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, II или III группы, беременных жен­щин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образо­вание, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, ус­тановленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

• планируют и организуют проведение мероприятий по гра­жданской обороне;

• проводят мероприятия по поддержанию своего устойчиво­го функционирования в военное время;

• осуществляют обучение своих работников способам защи­ты от опасностей, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий;

• создают и поддерживают в состоянии постоянной готовно­сти к использованию локальные системы оповещения;

• создают и содержат в целях гражданской обороны запасы Материально-технических, продовольственных, медицин­ских и иных средств.

В образовательных организациях в зависимости от профиля обучения, количества преподавателей и учащихся также наличия учебно-материальной базы могут создаваться спасательные группы, посты радиационного и химического на­блюдения, группы охраны общественного порядка, звенья ГО по обслуживанию убежищ и укрытий. Они комплектуются из числа преподавателей, обслуживающего персонала и учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: