double arrow
МЧС РФ – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС»

В апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства РФ был образован Российский комитет по чрезвычайным ситуациям, преобразованный в 1994 г. в Министерство чрезвычайных ситуаций, осуществляющее свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В состав МЧС России входят:

- территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

- Государственная противопожарная служба;

- войска (военизированные формирования) гражданской обороны;




- Государственная инспекция по маломерным судам;

- аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России;

- российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования (создается для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России).

 

Основными задачами МЧС России являются:

-выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

-организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;



-осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

-осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации и другие.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами МЧС РФ в режиме повседневной деятельности, являются:

- изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

- ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами МЧС РФ в режиме повышенной готовности, являются:

- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

-введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

-непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

- приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

-восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами МЧС в режиме чрезвычайной ситуации, являются:

- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникшей чрезвычайной ситуации и её последствий;

- оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникшей чрезвычайной ситуации;

- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;

- организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил и средств спасения, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации и её последствий;

- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайной ситуации.

Заключение

Вы узнали, что:

- в Конституции Российской Федерации закреплены права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу;

- в России вопросы защиты человека при катастрофах природного и техногенного характера подняты на уровень государственной политики;

- формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением основных принципов, главный из которых заключается в «приоритете жизни человека»;

- существует целый ряд Федеральных законов, регламентирующих деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, в частности «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О пожарной безопасности» и другие;

- в стране на сегодня сформировалась единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, позволившая создать Единую государственную систему по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС);

- Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем;

- Единая система действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях;

- на каждом уровне Единой системы создаются: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения;

- в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации существует перечень мероприятий, проводимых органами управления и силами Единой системы, главным образом МЧС;

- МЧС России - федеральный орган управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- состав МЧС России многоуровневый и включает в себя различные службы, учреждения и организации;

- к основным задачам МЧС России относятся: управление в области гражданской обороны, защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности, осуществление нормативного регулирования и другие;

- существует перечень мероприятий по защите населения и территорий, входящий в компетенцию МЧС России;

- обозначены приоритетные направления деятельности МЧС России.

Изучив материалы лекции «Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать: определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности:устно и письменно ответить на вопросы:

1. Назовите основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.

2. Перечислите основные задачи, возложенные на РСЧС.

3. Раскройте структуру МЧС в настоящее время.

4. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме повседневной деятельности.

5. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме повышенной готовности.

6. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме ЧС.

7. Раскройте структуру РСЧС в настоящее время.

8. Перечислите Федеральные законы, в которых определены основные положения по защите населения от ЧС.

На основе анализа содержания принципов и задач в области защиты населения от ЧС мирного и военного характера обоснуйте возможность интеграции РСЧС и Гражданской обороны в единую систему гражданской защиты.

 






Сейчас читают про: