На основе оценки внешнего вида масляного пятна могут быть сделаны следующие выводы, касающиеся качественной и количественной оценки ДС работающего масла:
1) наличие вокруг центрального ядра зоны диффузии указывает на присутствие в работающем масле моюще-диспергирующей присадки. Масла с высоким содержанием моюще-диспергирующих присадок образуют сплошную зону диффузии (рис. 13, а). В маслах без диспергирующих присадок зона диффузии на масляном пятне отсутствует;
2) по мере срабатывания присадок наблюдается появление ядра (рис. 13, б). Увеличение размеров центрального ядра и уменьшение ширины зоны диффузии (рис. 13, в) позволяет судить о снижении диспергирующей способности масла;
3) отсутствие зоны диффузии в масляном пятне свидетельствует о полном срабатывании присадки, и размер ядра становится равным размеру нанесенной капли;
4) наличие ярко-жёлтого или светло-коричневого ореола вокруг ядра показывает, что масло подвергалось воздействию высокой температуры;
5) появление ярко выраженной чёрной окантовки с рваными краями вокруг ядра свидетельствует о наличии воды в масле;
|
|
6) резкое и неожиданное ухудшение вида пятна по сравнению с серией ранее полученных пятен может служить сигналом о возможной аварийной ситуации.
Определение совместимости моторных масел оптическим методом
Одной из эксплуатационных проблем применения циркуляционных масел в судовых дизелях, в условиях большого разнообразия марок используемых масел, является вынужденное использование в смазочных системах смесей различных масел при отсутствии достоверных данных об их совместимости. Повсеместное использование смесей масел на судах обусловлено причинами, связанными со снабжением судов как отечественными маслами, так и маслами зарубежных нефтяных компаний. Применение смесей несовместимых или недостаточно совместимых масел способствует быстрому достижению браковочных показателей масел, сокращению срока их службы, образованию отложений в двигателях и смазочных системах.