«Составление алгоритмов и построение блок-схем»
Цель работы: сформировать навыки построения алгоритмов с использованием циклов и ветвления (условий).Отработка навыков составления алгоритмов и представление их в виде блок-схем.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
- строить логические схемы и алгоритмы;
- использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;
- использовать языки программирования строить логически правильные и эффективные программы;
- осваивать и использовать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
.
знать:
- общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- основные функции назначение и принципы работы распространенных операционных систем;
- состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;
- общие принципы построение алгоритмов основные алгоритмические конструкции;
- стандартные типы данных;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:
Графический способ представления алгоритмов является более компактным и наглядным по сравнению со словесным. При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.
Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий.
Схема следования состоит из двух блоков S1 и S2, каждый из которых в простейшем случае может быть арифметическим оператором. Эта структура означает, что два блока алгоритма могут быть размещены друг за другом.
Название символа | Обозначение и пример заполнения | Пояснение |
Процесс, присваивание | Вычислительное действие или последовательность действий (обрабатывает данные и размещает результаты в ячейки памяти с указанным именем) | |
Блок проверка условия | Проверка условий | |
Блок цикла с параметром | Начало цикла | |
Предопределенный процесс (блок обращения к подпрограмме) | Вычисления по подпрограмме, стандартной подпрограмме | |
Ввод-вывод | Ввод-вывод в общем виде | |
Пуск-остановка | Начало, конец алгоритма, вход и выход в подпрограмму | |
Документ | Вывод результатов на печать |
Схема ветвления в общем случае отвечает условному оператору и состоит из условия Р и блоков S1 и S2. Если один из блоков отсутствует, то приходим к неполному условному оператору. Она обеспечивает в зависимости от результата проверки условия (да или нет) выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран. Структура ветвление существует в четырех основных вариантах:
- Если – то;
- Если – то – иначе;
- выбор;
- выбор – иначе.
Базовая структура "цикл" обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий, которая называется телом цикла. Схема цикла состоит из логического элемента с проверкой условия Р и блока S, называемого телом цикла. В простейшем случае S является последовательностью обычных арифметических операторов. В случае, изображенном на рис. а, блок S размещен после проверки условия Р (цикл с предусловием). Этот вариант базовой структуры называется цикл-ПОКА. Во втором случае схемы цикла (рис. б) блок S расположен до проверки условия Р (цикл с постусловием). Этой структуре отвечает вариант цикл-ДО.
Задания для практического занятия:
Составить простые алгоритмы в двух видах (словесное описание и в виде блок-схемы):
1. Определить расстояние, пройденное человеком, если известно время, скорость движения, и движение было равномерным.
2. Вычислить значение: z = (5+a)/(7-y)
3. Создать алгоритм, в котором запрашивается имя и затем выводится на экран приветствие его обладателя.
Составить алгоритмы с использованием схемы ветвления в двух видах (словесное описание и в виде блок-схемы):
4. сказочного алгоритма: “Поехал Иван – Царевич на сером волке за Жар – Птицей. Ехал он, ехал, глядь – перед ним лежит огромный камень. На камне надпись: “Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову сложишь…”
5. определения наибольшего из двух заданных целых чисел А и В
6. Составить блок-схему и алгоритм, в котором значение переменной вычисляется по формуле:
y = a + b, если а – нечетное и y = a*b, если а – четное (условие четности числа: а mod 2 = 0).
Составить алгоритмы с использованием схем циклов в двух видах (словесное описание и в виде блок-схемы):
1. алгоритм написания М, Ш (использование цикла N раз).
2. Составить алгоритм, который выводит на экран квадраты первых N натуральных чисел (от 1 до N) с использованием цикла с предусловием.
3. Составить алгоритм, который выводит на экран сумму квадратов первых N натуральных чисел (от 1 до N) с использованием цикла с постусловием.
4. Результаты показать учителю.
Контрольные вопросы:
1. Что такое алгоритм?
- Что такое исполнитель алгоритма?
- Чем характеризуется исполнитель алгоритма?
- Назовите способы представления алгоритмов.
- Перечислите свойства алгоритмов.
- Назовите основные понятия, использующиеся в алгоритмических языках
- Что такое линейный алгоритм и какой схемой он представляется?
- Что такое разветвляющий алгоритм и с помощью каких схем его можно представить?
- Назовите основные варианты структуры ветвления.
- Что такое циклический алгоритм?
- Какие виды циклических алгоритмов вы знаете?
- Какие команды служат для ввода-вывода данных?
- В чем заключается структурный подход к созданию алгоритмов?
- Что такое модуль алгоритма (программы)?