Сравнительная оценка технико-экономического уровня изделий

  Технико-экономический уровень изделия, пункты Отклонение технико-экономического уровня новой модели (+,-) (пункты) от
Показатели освоен-ное изделие новая модель изделие-эталон уровня освоенного изделия уровня изделия-эталона
1. Изделие А Комплексная обобщающая оценка   5,08   5,76   6,00   +0,68   -0,24
в том числе оценка:          
технико-эксплуатационных параметров 0,61 0,89 1,00 +0,27 -0,11
показателей надежности 0,86 0,98 1,00 +0,12 -0,02
показателей технологичности 0,98 1,00 1,00 +0,02 -
уровня стандартизации и унификации 0,84 1,00 1,00 +0,16 -
эргономических показателей 0,98 0,98 1,00 - -0,02
эстетических показателей 0,81 0,91 1,00 +0,10 -0,09
2. Изделие Б Комплексная обобщающая оценка   4,97   5,63   6,00   +0,66   -0,37
в том числе оценка:          
технико-эксплуатационных параметров 0,85 0,97 1,00 +0,12 -0,03
показателей надежности 0,78 0,95 1,00 +0,17 -0,05
показателей технологичности 0,79 0,97 1,00 +0,18 -0,03
уровня стандартизации и унификации 0,87 0,98 1,00 +0,11 -0,02
эргономических показателей 0,88 0,94 1,00 +0,06 -0,06
эстетических показателей 0,80 0,82 1,00 +0,02 -0,18
3. Изделие В Комплексная обобщающая оценка   5,26   6,41   7,00   +1,15   -0,59
в том числе оценка:          
технико-эксплуатационных параметров 0,72 0,99 1,00 +0,27 -0,01
показателей надежности 0,92 1,00 1,00 +0,08 -
показателей технологичности 0,85 0,98 1,00 +0,13 -0,02
уровня стандартизации и унификации 0,71 0,71 1,00 - -0,29
эргономических показателей 0,72 0,91 1,00 +0,19 -0,09
эстетических показателей 0,08 0,90 1,00 +0,10 -0,10
экономических показателей 0,54 0,92 1,00 +0,38 -0,08
4. Изделие Ж Комплексная обобщающая оценка   4,93   5,58   6,00   +0,65   -0,42
в том числе оценка:          
технико-эксплуатационных параметров 0,67 0,92 1,00 +0,25 -0,08
показателей надежности 0,93 0,94 1,00 +0,01 -0,06
показателей технологичности 0,66 0,89 1,00 +0,23 -0,11
уровня стандартизации и унификации 0,97 1,00 1,00 +0,03 -
эргономических показателей 0,87 0,93 1,00 +0,06 -0,07
эстетических показателей 0,83 0,90 1,00 +0,07 -0,10
5. Изделие З Комплексная обобщающая оценка   5,01   5,80   6,00   +0,79   -0,20
в том числе оценка:          
технико-эксплуатационных параметров 0,84 1,00 1,00 +0,16 -
показателей надежности 0,81 0,99 1,00 +0,18 -0,01
показателей технологичности 0,74 0,98 1,00 +0,24 -0,02
уровня стандартизации и унификации 0,94 1,00 1,00 +0,06 -
эргономических показателей 0,84 0,93 1,00 +0,09 -0,07
эстетических показателей 0,84 0,90 1,00 +0,06 -0,10

 

Данные табл. 12 наглядно показывают, что вновь разработанные модели оказались заметно лучше ранее освоенных изделий: комплексная их оценка выше, соответственно, первой машины - на 0,65 пункта, или на 13%; второй - на 1,15 пункта, или на 21,8%; третьей - на 0,66 пункта, или на 13,2%; четвертой - на 0,58 пункта, или на 11,4%; пятой - на 0,79 пункта, или на 15,7%. В то же время, новые модели машин не достигли еще лучших показателей, так как комплексная оценка ниже соответствующих значений по наилучшим изделиям-эталонам в пределах от 3,4 до 9,2%.

Особенно настораживает тот факт, что отставание от наилучших (эталонных) изделий имеет место практически по всем группам показателей. Исключение составляют показатели стандартизации и унификации, по которым комплексная оценка трех машин из пяти признана на уровне лучших достижений и равна единице. Здесь необходимо отметить: в большинстве случаев показатели стандартизации и унификации по зарубежным аналогам отсутствуют. Поэтому возникает вопрос о целесообразности включения их в обобщающую оценку технико-экономического уровня изделий.

Комплексные групповые оценки качества изделий могут использоваться и для выявления направлений дальнейшего совершенствования моделей. Группы показателей с наименьшими значениями должны анализироваться при этом в первую очередь. Так, для изделия А единственной причиной низкого уровня технико-эксплуатационных параметров является недостаточный уровень автоматизации. Его значение не улучшилось по сравнению с базовой моделью и составило 43% от наивысшего достижения в данной области.

Для изделия Ж самый низкий уровень комплексной оценки имеет группа показателей технологичности (0,89). Следовательно, для улучшения качества этой машины необходимо, в первую очередь, выявить возможности снижения удельной материалоемкости и повышения коэффициента сборности.

Общим для всех рассматриваемых моделей является также наибольшее отставание от наивысших достижений эргономических и эстетических показателей.

На стадии проектирования предполагалось, что все анализируемые машины будут превышать либо соответствовать высшим мировым достижениям. Однако две из них (изделия В и Ж) отнесены в период серийного производства к продукции, не соответствующей мировому уровню. Причинами этого явились недостаточное технологическое оснащение производства и низкий уровень организационной подготовки производства. Отсюда следует, что анализ обновления продукции и его влияние на показатели технико-экономического уровня изделий требует, помимо сравнения с мировыми достижениями в период разработки, оценки уровня подготовки производства и затрат на ее проведение.

Для прогноза перспективного развития сравниваемых объектов целесообразно использовать: экстраполяцию кривых изменения параметров в соответствии с функцией их определяющих; проведение регрессионного анализа важнейших факторов (если позволяет массив информации); экспертные оценки качественных изменений; описательные оценки предшествующего развития на основе анализа рядов динамики и причинно-следственных связей с учетом тенденций развития науки и техники.





double arrow
Сейчас читают про: