Существует множество видов маркетинговых исследований, которые можно условно разделить на следующие группы.
1. Исследования в области бизнеса / предпринимательства и развития корпоративной деятельности:
• характеристики отрасли и тенденций ее развития;
• изучение возможностей приобретения/диверсификации;
• анализ доли рынка;
• исследования в области внутренней политики работы с персоналом (моральное состояние, информированность).
2. Ценообразование:
• анализ затрат;
• анализ прибыли;
• эластичность цены (зависимость цены от спроса)
• анализ себестоимости
3. Анализ спроса:
• потенциал рынка;
• возможности сбыта;
• прогноз сбыта.
4. Анализ конкурентов (их кокурентные стратегии + цены)
5. Продукт:
• разработка концепции и ее проверка;
• создание и тестирование названия марки;
• тестирование рынка;
• проверка существующих продуктов;
• тестирование дизайна упаковки;
• изучение продуктов конкурентов.
6. Распределение:
• изучение расположения предприятия/склада;
• анализ работы каналов распределения;
• изучение степени охвата различных каналов;
• изучение возможностей экспорта.
7. Продвижение:
• исследования в области мотивации покупателей;
• исследования в области средств массовой информации;
• тестирование текстов рекламных сообщений;
• анализ эффективности рекламы a)до начала рекламной кампании b)во время рекламной кампании;
• анализ рекламы конкурентов;
• анализ имиджа товара;
• анализ возможностей стимулирования торгового персонала;
• анализ квоты продаж, установленной для торгового персонала;
• анализ территориальной структуры торгового персонала;
• изучение возможностей выплаты премий, предоставления купонов, специальных сделок.
8. Поведение покупателей:
• лояльность к марке;
• отношение к марке;
• степень удовлетворенности товаром;
• покупательское поведение;
• покупательское намерение;
• осознание марки;
• изучение возможностей сегментирования.
Следует отметить, что не существует единой классификации направлений маркетинговых исследований, поэтому различные исследователи используют разные их классификации.
Вопросы, на которые позволяют получить ответ маркетинговые исследования:
1. Планирование:
• Кто составляет контингент покупателей наших товаров? Где они проживают? Сколько они зарабатывают?
• Растут или уменьшаются рынки наших товаров? Есть ли еще перспективные рынки, на которые мы не вышли?
• Изменяются ли каналы распределения наших товаров? Есть ли вероятность развития новых маркетинговых организаций (институты рынка)?
2. Разрешение проблемы:
• Продукт (Какой дизайн продукта будет пользоваться наибольшим успехом? Какую упаковку следует нам использовать?);
• Цена (Какую цену следует установить на наш продукт? По мере снижения издержек производства следует ли нам снизить цены или попытаться разработать продукты более высокого качества?);
• Место (Где и кто должен реализовывать наш продукт? Как следует стимулировать торговлю для увеличения объема реализации нашего продукта?);
• Продвижение (Какие средства следует ассигновать на продвижение? Как следует распределить их между продуктами и регионами? Какие средства массовой информации следует нам задействовать?).
3. Контроль:
• Какова наша общая доля рынка? В каждом регионе? Для каждой категории потребителей?
• Удовлетворены ли потребители нашим продуктом? Каково качество обслуживания? Много ли возвратов?
• Каково мнение потребителей о нашей компании? Какова репутация нашей компании у торговых организаций?
Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых показателей для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организаций в целом, так и её маркетинговой деятельности.
Предприятие, которое заказало проведение маркетингового исследования или проводит его самостоятельно, должно получить информацию относительно того, что продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи, что имеет решающее значение в условиях конкуренции. Результаты исследования могут предопределить изменение целей деятельности компании.