Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Характеристика стратегий исследовательского поиска




В соответствии с целью и задачами исследования различают четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска:

 

1. План-разведка или формулятивный план

Основания для принятия данного плана: отсутствие предварительной информации об объекте и невозможность сформулировать какие-либо гипотезы.

Цель исследования по этому плану: выявление проблем, формулировка гипотез на основе структурирования предмета исследования.

Особенности выборки: изучение по возможности «полярных» случаев (групп, организаций, условий деятельности).

В новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и объект незнаком, исследование начинается с общей разведки.

Три стадия плана:

1. Изучение имеющейся литературы.

2. Беседы с компетентными лицами, а именно специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области.

3. Завершающая стадия - разведывательное наблюдение. Оно не формализовано, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но пока отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам.

Методы: анализ литературы, беседа с экспертами, разведовательное наблюдение

В итоге плана имеем: четкой формулировкой проблем, определением цели, задач их изучения, основных гипотез. Она предваряет переход к описательной и аналитической стадиям исследования.

 

2. Описательный или дескриптивный план

Основания для принятия данного плана: наличие данных для формулировки описательных, структурных гипотез.

Цель исследования по этому плану: качественно-количественное описание объекта, его свойств, состояний.

Особенности выборки: представительная (репрезентативная выборка), или сплошное обследование на объекте.

Главное отличие описательного плана от формулятивного заключается в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены в классификационных и структурных гипотезах. Следовательно, необходима строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных. Сбор информации по описательному плану проводится на основе либо монографического, либо выборочного исследования. При втором способе необходимы расчеты допустимой ошибки выборки и других статистических показателей надежности описания.

В итоге плана имеем: классификацией данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальным описанием структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов. Описание, как и любой иной тип исследования, не может быть чисто фактуальным, без всяких методологических предпосылок. Огромную роль играет здесь обоснованность группировки эмпирического материала.




 

3. Аналитическо-экспериментальный план

Основания для принятия данного плана: наличие данных для формулировки объяснительных гипотез.

Цель исследования по этому плану: выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз.

Особенности выборки: целевая аналитическая выборка по задачам исследования и гипотезам о причинных связях.

Аналитико-экспериментальный план используется как стратегия исследования, если тщательно продуманы объяснительные гипотезы.

Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. И в этом случае мы имеем дело с экспериментально-аналитическим или "псевдоэкспериментальным" вариантом плана исследования.

 

План повторно-сравнительного исследования

Основания для принятия данного плана: наличие данных об объектах и процессах за предшествующий период.

Цель исследования по этому плану: выявление общности и специфики социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени.

Особенности выборки: повторение модели выборки «базового» исследования.

План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявле­ния тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном ин­тервале. Сравнительные исследования проводятся так­же и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и дру­гих разрезах.

ВЫВОД к 4ём

Нередко в одном исследовании проходят все или несколько стадий: начиная с формулятивного плана, переходят к выдвижению описательных гипотез и осуществляют описательный план, а затем приступают к уяснению функциональных и причинных связей путем реализации экспериментального или псевдо-экспериментального плана исследования.

 

 





Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 355; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7867 - | 6507 - или читать все...

 

54.243.17.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.