В соответствии с целью и задачами исследования различают четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска:
1. План-разведка или формулятивный план
Основания для принятия данного плана: отсутствие предварительной информации об объекте и невозможность сформулировать какие-либо гипотезы.
Цель исследования по этому плану: выявление проблем, формулировка гипотез на основе структурирования предмета исследования.
Особенности выборки: изучение по возможности «полярных» случаев (групп, организаций, условий деятельности).
В новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и объект незнаком, исследование начинается с общей разведки.
Три стадия плана:
1. Изучение имеющейся литературы.
2. Беседы с компетентными лицами, а именно специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области.
3. Завершающая стадия - разведывательное наблюдение. Оно не формализовано, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но пока отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам.
|
|
Методы: анализ литературы, беседа с экспертами, разведовательное наблюдение
В итоге плана имеем: четкой формулировкой проблем, определением цели, задач их изучения, основных гипотез. Она предваряет переход к описательной и аналитической стадиям исследования.
2. Описательный или дескриптивный план
Основания для принятия данного плана: наличие данных для формулировки описательных, структурных гипотез.
Цель исследования по этому плану: качественно-количественное описание объекта, его свойств, состояний.
Особенности выборки: представительная (репрезентативная выборка), или сплошное обследование на объекте.
Главное отличие описательного плана от формулятивного заключается в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены в классификационных и структурных гипотезах. Следовательно, необходима строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных. Сбор информации по описательному плану проводится на основе либо монографического, либо выборочного исследования. При втором способе необходимы расчеты допустимой ошибки выборки и других статистических показателей надежности описания.
В итоге плана имеем: классификацией данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальным описанием структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов. Описание, как и любой иной тип исследования, не может быть чисто фактуальным, без всяких методологических предпосылок. Огромную роль играет здесь обоснованность группировки эмпирического материала.
|
|
3. Аналитическо-экспериментальный план
Основания для принятия данного плана: наличие данных для формулировки объяснительных гипотез.
Цель исследования по этому плану: выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз.
Особенности выборки: целевая аналитическая выборка по задачам исследования и гипотезам о причинных связях.
Аналитико-экспериментальный план используется как стратегия исследования, если тщательно продуманы объяснительные гипотезы.
Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. И в этом случае мы имеем дело с экспериментально-аналитическим или "псевдоэкспериментальным" вариантом плана исследования.
План повторно-сравнительного исследования
Основания для принятия данного плана: наличие данных об объектах и процессах за предшествующий период.
Цель исследования по этому плану: выявление общности и специфики социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени.
Особенности выборки: повторение модели выборки «базового» исследования.
План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.
ВЫВОД к 4ём
Нередко в одном исследовании проходят все или несколько стадий: начиная с формулятивного плана, переходят к выдвижению описательных гипотез и осуществляют описательный план, а затем приступают к уяснению функциональных и причинных связей путем реализации экспериментального или псевдо-экспериментального плана исследования.