Характеристика стратегий исследовательского поиска

В соответствии с целью и задачами исследования различают четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска:

 

1. План-разведка или формулятивный план

Основания для принятия данного плана: отсутствие предварительной информации об объекте и невозможность сформулировать какие-либо гипотезы.

Цель исследования по этому плану: выявление проблем, формулировка гипотез на основе структурирования предмета исследования.

Особенности выборки: изучение по возможности «полярных» случаев (групп, организаций, условий деятельности).

В новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и объект незнаком, исследование начинается с общей разведки.

Три стадия плана:

1. Изучение имеющейся литературы.

2. Беседы с компетентными лицами, а именно специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области.

3. Завершающая стадия - разведывательное наблюдение. Оно не формализовано, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но пока отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам.

Методы: анализ литературы, беседа с экспертами, разведовательное наблюдение

В итоге плана имеем: четкой формулировкой проблем, определением цели, задач их изучения, основных гипотез. Она предваряет переход к описательной и аналитической стадиям исследования.

 

2. Описательный или дескриптивный план

Основания для принятия данного плана: наличие данных для формулировки описательных, структурных гипотез.

Цель исследования по этому плану: качественно-количественное описание объекта, его свойств, состояний.

Особенности выборки: представительная (репрезентативная выборка), или сплошное обследование на объекте.

Главное отличие описательного плана от формулятивного заключается в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены в классификационных и структурных гипотезах. Следовательно, необходима строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных. Сбор информации по описательному плану проводится на основе либо монографического, либо выборочного исследования. При втором способе необходимы расчеты допустимой ошибки выборки и других статистических показателей надежности описания.

В итоге плана имеем: классификацией данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальным описанием структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов. Описание, как и любой иной тип исследования, не может быть чисто фактуальным, без всяких методологических предпосылок. Огромную роль играет здесь обоснованность группировки эмпирического материала.

 

3. Аналитическо-экспериментальный план

Основания для принятия данного плана: наличие данных для формулировки объяснительных гипотез.

Цель исследования по этому плану: выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз.

Особенности выборки: целевая аналитическая выборка по задачам исследования и гипотезам о причинных связях.

Аналитико-экспериментальный план используется как стратегия исследования, если тщательно продуманы объяснительные гипотезы.

Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. И в этом случае мы имеем дело с экспериментально-аналитическим или "псевдоэкспериментальным" вариантом плана исследования.

 

План повторно-сравнительного исследования

Основания для принятия данного плана: наличие данных об объектах и процессах за предшествующий период.

Цель исследования по этому плану: выявление общности и специфики социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени.

Особенности выборки: повторение модели выборки «базового» исследования.

План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявле­ния тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном ин­тервале. Сравнительные исследования проводятся так­же и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и дру­гих разрезах.

ВЫВОД к 4ём

Нередко в одном исследовании проходят все или несколько стадий: начиная с формулятивного плана, переходят к выдвижению описательных гипотез и осуществляют описательный план, а затем приступают к уяснению функциональных и причинных связей путем реализации экспериментального или псевдо-экспериментального плана исследования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: