Цели, задачи и принципы подтверждения соответствия

Целью оценка соответствия является определение соблюдения установленных требований путем измерения действительных значений показателей качества и сопоставления их с регламентируемыми.

Цели подтверждения соответствия согласно ст. 18 ФЗ (самостоятельно):

· удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

· содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

· создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задача:

• определение номенклатуры показателей для оценки и подтверждения соответствия;

• установление предельно допустимого уровня значений этих показателей и регламентация их;

• выбор средств и методов, предназначенных для оценки и подтверждения соответствия объектов;

• регламентация порядка проведения оценки и подтверждения соответствия двумя формами.

Рассмотренные цели и задачи, а также порядок проведения оценочной и подтверждающей деятельности должен базироваться на принципах (ст. 19 ФЗ - самостоятельно):

· доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

· недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

· установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

· уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

· недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

· защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

· недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Способы подтверждения соответствия разрабатываются и применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и/или места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования, производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и/или лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Таким образом, цели, задачи и принципы оценки и подтверждения соответствия являются общими независимо от формы.

4. Объекты оценки и подтверждения соответствия. Указанные объекты имеют определенную специфику. Если рассматривать их в укрупненном плане как объекты стандартизации, то продукция и процессы могут быть отнесены к общим для всех форм объектов, а услуги, системы качества и персонал - к специфичным формам, подлежащим подтверждению соответствия только путем добровольной сертификации.

Согласно принятым техническим регламентам, а также изменениям и дополнениям в федеральные законы, заявитель может выбрать любую форму подтверждения обязательных требований и заменить обязательную сертификацию продукции декларированием.

Из других объектов обязательной сертификации подлежат согласно ФЗ только процессы. Услуги исключены из перечня объектов, подлежащих обязательной сертификации.

Работы и услуги могут быть объектами добровольного подтверждения соответствия. Выданные до вступления в силу сертификаты считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

5. Субъекты, подтверждающие соответствие, относятся к числу специфичных элементов этой деятельности, характерных для конкретных форм подтверждения.

Принципиальное отличие между сертификацией и декларированием соответствия заключается в том, что при сертификации подтверждает соответствие третья сторона, а при декларировании - заявитель.

Третья сторона - компетентная сторона, независимая от изготовителя (продавца) и потребителя.

Заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

Заявитель в системах обязательной и добровольной сертификации вправе выступить в качестве инициатора процедуры подтверждения соответствия на добровольной основе или в обязательном порядке, но по-прежнему у него нет права подтверждения соответствия. Это право делегировано органу по сертификации на основе подтверждения им своей независимости и компетентности в форме аккредитации.

При декларировании соответствия заявитель оформляет декларацию соответствия, которая подлежит регистрации в едином реестре деклараций, порядок формирования и ведения которого, а также порядок регистрации деклараций о соответствии определяются Правительством РФ.

Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

При обязательной и добровольной сертификации субъекты, подтверждающие соответствие, относятся к разным системам, имеющим собственные правила, порядок аккредитации органов по сертификации и экспертов. В ФЗ определены функции органа по сертификации при добровольном и обязательном подтверждении соответствия. Кроме того, функции данного органа при обязательной сертификации регламентируются ФЗ и правилами по сертификации.

Орган по добровольной сертификации (ст. 21, п.1 - самостоятельно):

Орган по обязательной сертификации (ст. 26, п.2 - самостоятельно)

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия, а также регистрирует органы по добровольной сертификации.

Порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в нем сведений и порядок платы за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений устанавливаются Правительством РФ.

Порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений

В ст. 28 ФЗ определены права и обязанности заявителей в области обязательного подтверждения соответствия (самостоятельно).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: