double arrow

Орган по сертификации и испытательные лаборатории

Как уже отмечено выше, орган по сертификации — это официально признанная путем аккредитации на компетент­ность и независимость организация, которая имеет право вы­полнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации. Область аккредитации устанавливается в со­ответствии с номенклатурой сертифицируемой продукции и норма­тивными документами, применяемыми при сертификации. Если ор­ган относится к системе обязательной сертификации, то аккреди­тацию организует Госстандарт РФ или другой федеральный орган управления. На аккредитацию в качестве органа по сер­тификации могут претендовать зарегистрированные организации любой формы собственности: частные, государственные, муниципальные и др.

В обязательной сертификации в качестве органов по серти­фикации могут участвовать некоммерческие организации, госу­дарственные и муниципальные предприятия при условии их аккредитации. Особое требование к подобным организациям — неделимость их имущества и невозможность его распределения по долям (паям), в том числе между собственным персоналом. Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы не могут претендовать на аккредитацию в качест­ве органов в сфере обязательной сертификации.

Требования к аккредитуемой организации.

Если организация претендует на аккредитацию в качестве органа по сертифика­ции, она должна отвечать следующим требованиям:

· быть третьей стороной;

· быть технически компетентной в области сертификации сообразно заявленной области;

· иметь необходимые средства и документированные про­цедуры;

· располагать квалифицированным, специально обученным персоналом;

· обладать актуализированным фондом соответствующих стандартов и других нормативных документов;

· обеспечить не только сертификацию и испытания, но и ин­спекционный контроль за сертифицированной продукцией, причем испытательная лаборатория должна быть аккре­дитована по соответствующим правилам аккредитации, располагать документально оформленными правилами и порядком сертификации в заявленной области.

Обязанности и основные функции органа по сертификации.

В обязанности органа по сертификации входит:

· проведение сертификации продукции по правилам и в пре­делах аккредитации;

· выдача лицензии на применение знака соответствия облада­телю сертификата;

· прекращение или приостановление деятельности в случае отмены действия аттестата аккредитации;

· создание надлежащих условий для инспекционного кон­троля за его деятельностью;

· представление информации в аккредитующий орган о своей деятельности, о всех изменениях, связанных с ней;

· соблюдение конфиденциальности сведений, относящихся к коммерческой тайне заявителя.

Конкретные функции и особенности органа по сертифика­ции обычно излагаются в документации каждой системы сер­тификации однородной продукции.

Основные функции органа по сертификации:

· распределение обязанностей, ответственности и взаимодей­ствия сотрудников;

· составление методических разработок, в которых содержат­ся указания по функционированию органа и обоснования по выбору процедур и схем сертификации;

· комплектование и постоянное обновление фонда норма­тивных документов, используемых в системе;

· проведение сертификации продукции, выдача сертифи­катов и лицензий на пользование знаком соответствия, отмена их действия или приостановление;

· регистрация сертификатов соответствия и учет зарубеж­ных сертификатов, протоколов испытаний и иных доку­ментов по соответствию продукции;

· инспекционный контроль за сертифицированной про­дукцией (если этого требует схема сертификации);

· обеспечение всех заинтересованных сторон информацией о результатах сертификации или выявленных несоответ­ствиях;

· предоставление заявителю беспрепятственного доступа к информации об услугах, которые он может предложить.

Требования к персоналу органа по сертификации.

Персонал органов по сертификации должен отвечать следующим требо­ваниям:

· Руководитель органа по сертификации назначается по согласованию с аккредитующим органом.

· Персонал органа должен быть постоянным. Условия ра­боты персонала должны полностью исключать возмож­ность давления как со стороны изготовителя, так и со стороны потребителя.

· Орган по сертификации обязан постоянно обновлять сведе­ния о квалификации и профессиональном опыте каждого работника, четко распределить функции каждого специа­листа.

· Специалист органа по сертификации должен знать свои функции и степень ответственности, изучать новые методы работы в своей области, своевременно обновлять процеду­ры, инструкции и другую методическую документацию.

· Каждый специалист должен быть экспертом системы сертификации в заявленной области аккредитации.

Требования к фонду нормативных документов и документации.

Фонд нормативных документов должен быть полностью уком­плектован (т.е. содержать нормативные документы, регули­рующие требования к качеству продукции, методам контроля и испытаний и соответствовать области аккредитации) и регуляр­но актуализироваться. При актуализации необходимо: вносить нужные изменения в нормативные документы; уточнять но­менклатуру требований, содержащихся в них и подтверждаемых при сертификации; разрабатывать предложения по обновлению методов испытаний, обосновывать необходимость принятия новых стандартов в случае их отсутствия.

Кроме фонда нормативных документов, орган по сертифи­кации должен иметь комплект организационно-методических документов, на основании которых осуществляется его дея­тельность.

В комплект входят:

1. «Положение об органе по сертификации», в котором отра­жаются область аккредитации, юридический статус; функции, права, обязанности и ответственность; организационная струк­тура; взаимодействие с Госстандартом РФ и перечень организа­ций, которые сотрудничают с самим органом; финансовая дея­тельность; сведения о штатном и внештатном персонале.

2. «Порядок сертификации однородной продукции», который может не разрабатываться, если орган предусматривает использование действующего общего порядка.

3. «Руководство по качеству», к главным составляющим ко­торого относятся заявление о политике в области качества; све­дения о квалификации персонала, в том числе наличие атте­стованных экспертов; подробные сведения о поддержании и повышении уровня квалификации персонала; сведения о при­меняемых испытательных приборах (оборудовании); должност­ные инструкции персонала и пр.

Кроме названных видов документов, в комплект входит систе­ма документов по регистрации и протоколированию, которые должны храниться в течение установленного срока в условиях конфиденциальности.

В обязанности органа по сертификации входят контроль за документацией и поддержание ее в надлежащем порядке.

Процедура аккредитации.

Заявитель, претендующий на ак­кредитацию в качестве органа по сертификации, подает в ак­кредитующий орган заявку, в которой содержатся следующие сведения: заявленная область аккредитации; осведомленность о способе действия системы аккредитации; подготовленность к вы­полнению своих обязанностей по процедуре аккредитации (принять комиссию по аттестации и оплатить расходы незави­симо от результата аккредитации) и готовность к последующе­му инспекционному контролю. К заявке прилагается комплект документов, перечень которых определяет ГОСТ Р 51000.6—96.

Документы подвергаются экспертизе одним или нескольки­ми экспертами, результаты экспертизы отражаются в эксперт­ном заключении.

При положительном заключении разрабатывается програм­ма аттестации. Проводит аттестацию комиссия экспертов, на­значенная аккредитующим органом.

Аттестация проходит непосредственно в органе по сертифи­кации, где проверяются фактическое состояние заявителя и его соответствие представленным документам. Проверяется спо­собность заявителя выполнять свои функции, что в некоторых случаях сопряжено с опытной сертификацией. По результатам аттестации комиссия составляет акт, который передается ак­кредитующему органу.

Для принятия решения об аккредитации аккредитующий орган рассматривает не только этот акт, но и заявку, информа­цию по экспертизе и аттестации и другие сведения, представ­ленные ведущим экспертом, возглавляющим комиссию. При положительном решении аккредитующий орган выдает органу по сертификации аттестат аккредитации, срок действия кото­рого не более пяти лет.

Аккредитация может быть отменена досрочно, если аккреди­тующий орган выявляет несоответствие органа по сертификации требованиям, обусловленным аккредитацией; если орган по сертификации сам принимает решение о досрочном прекращении действия аккредитации; при ликвидации органа по сертификации.

Орган по сертификации имеет право опротестовать решение о приостановлении его аккредитации и другие неприемлемые им действия аккредитующего органа путем подачи апелляции в со­ответствующую комиссию.

В период действия аттестата аккредитации осуществляется инспекционный контроль органа по сертификации со стороны аккредитующего органа. Условия и содержание инспекцион­ного контроля определяются договором между органом по сер­тификации и аккредитующим органом. Как правило, при ин­спекционном контроле проверяются: соблюдение обязанностей и выполнение функций; своевременность актуализации фонда нормативных документов; квалификация штатных сотрудников, соблюдение правил приема и рассмотрение заявок и апелля­ций; правильность организации и проведения испытаний и др.

Испытательные лаборатории.

Требования к испытательным ла­бораториям в России регулируются государственными стандар­тами, положения которых разработаны с учетом соответствую­щих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относя­щихся к деятельности испытательных лабораторий (EN 45001, EN 45002 и EN 45003). Эти требования учитываются при созда­нии, аккредитации и функционировании испытательной лабо­ратории; в процессе взаимодействия лаборатории с аккреди­тующим органом и с органами по сертификации; при заключе­нии соглашений с зарубежными партнерами о признании про­токолов испытаний; их также принимают во внимание экспер­ты, осуществляющие инспекционный контроль за работой ак­кредитованной лаборатории.

Большинство отечественных лабораторий отличается от за­рубежных признанием их технической компетентности, в то время как зарубежные аккредитованы как независимые. Ситуа­ция, когда признается только техническая компетентность, сложилась в России вследствие того, что практически все дей­ствующие в настоящее время лаборатории были созданы как структурные подразделения тех или иных организаций, научно-исследовательских институтов и предприятий.

Испытательная лаборатория имеет право на субподряд дру­гой аккредитованной лаборатории, если она не располагает ка­ким-либо видом оборудования, необходимым для проведения испытаний конкретной продукции. Объем работ по субподряду не должен превышать 25% стоимости всех испытаний, а дого­вор субподряда не является основанием для расширения облас­ти аккредитации.

Аккредитацию испытательных лабораторий, деятельность которых связана с обязательной сертификацией, организует и проводит Госстандарт России и уполномоченные на то феде­ральные органы исполнительной власти. Любая лаборатория, ко­торая удовлетворяет требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51000.3—96 и дополнительным требованиям конкретной отрасли по ее заявлению, имеет право на аккредитацию.

Общие требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации в РФ соответствуют рассмотренным в гл. 14.

Обязанности аккредитованной испытательной лаборатории.

Аккредитованная испытательная лаборатория обязана поддер­живать свое соответствие требованиям государственного стан­дарта ГОСТ Р 51000.3-96 и другим критериям, которые приме­нены аккредитующим органом при ее аккредитации:

· заявлять о проведении только тех испытаний, которые включаются в область аккредитации;

· оплачивать все расходы, связанные с аккредитацией и ин­спекционным контролем;

· прекращать деятельность сразу по истечении срока дей­ствия аттестата аккредитации;

· при заключении контрактов (договоров) с заказчиками ис­пытаний указывать, что ни аккредитация, ни протоколы испытаний не должны считаться гарантией соответствия продукции установленным требованиям;

· следить за соблюдением требований аккредитующего органа в отношении использования заказчиками прото­кола испытаний в целях своей рекламы;

· информировать аккредитующий орган об изменениях в организации, которые могут повлиять на соответствие лаборатории критериям аккредитации.

В системе сертификации ГОСТ Р аккредитовано около 2 тыс. лабораторий, в том числе около 60 зарубежных. Более 700 аккредитованных лабораторий занимаются испытаниями продуктов питания и пищевого сырья; более 300 — испытаниями электротехнических приборов, более 270 — продукции ма­шиностроения.

Среди аккредитованных испытательных лабораторий более 100 представляют собой акционерные общества и около 60 — общественные объединения. Таким образом реализовано поло­жение Закона «О сертификации продукции и услуг» о привле­чении к практике сертификации юридических лиц любой фор­мы собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: