Как уже отмечено выше, орган по сертификации — это официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость организация, которая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации. Область аккредитации устанавливается в соответствии с номенклатурой сертифицируемой продукции и нормативными документами, применяемыми при сертификации. Если орган относится к системе обязательной сертификации, то аккредитацию организует Госстандарт РФ или другой федеральный орган управления. На аккредитацию в качестве органа по сертификации могут претендовать зарегистрированные организации любой формы собственности: частные, государственные, муниципальные и др.
В обязательной сертификации в качестве органов по сертификации могут участвовать некоммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия при условии их аккредитации. Особое требование к подобным организациям — неделимость их имущества и невозможность его распределения по долям (паям), в том числе между собственным персоналом. Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы не могут претендовать на аккредитацию в качестве органов в сфере обязательной сертификации.
|
|
Требования к аккредитуемой организации.
Если организация претендует на аккредитацию в качестве органа по сертификации, она должна отвечать следующим требованиям:
· быть третьей стороной;
· быть технически компетентной в области сертификации сообразно заявленной области;
· иметь необходимые средства и документированные процедуры;
· располагать квалифицированным, специально обученным персоналом;
· обладать актуализированным фондом соответствующих стандартов и других нормативных документов;
· обеспечить не только сертификацию и испытания, но и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, причем испытательная лаборатория должна быть аккредитована по соответствующим правилам аккредитации, располагать документально оформленными правилами и порядком сертификации в заявленной области.
Обязанности и основные функции органа по сертификации.
В обязанности органа по сертификации входит:
· проведение сертификации продукции по правилам и в пределах аккредитации;
· выдача лицензии на применение знака соответствия обладателю сертификата;
· прекращение или приостановление деятельности в случае отмены действия аттестата аккредитации;
· создание надлежащих условий для инспекционного контроля за его деятельностью;
|
|
· представление информации в аккредитующий орган о своей деятельности, о всех изменениях, связанных с ней;
· соблюдение конфиденциальности сведений, относящихся к коммерческой тайне заявителя.
Конкретные функции и особенности органа по сертификации обычно излагаются в документации каждой системы сертификации однородной продукции.
Основные функции органа по сертификации:
· распределение обязанностей, ответственности и взаимодействия сотрудников;
· составление методических разработок, в которых содержатся указания по функционированию органа и обоснования по выбору процедур и схем сертификации;
· комплектование и постоянное обновление фонда нормативных документов, используемых в системе;
· проведение сертификации продукции, выдача сертификатов и лицензий на пользование знаком соответствия, отмена их действия или приостановление;
· регистрация сертификатов соответствия и учет зарубежных сертификатов, протоколов испытаний и иных документов по соответствию продукции;
· инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если этого требует схема сертификации);
· обеспечение всех заинтересованных сторон информацией о результатах сертификации или выявленных несоответствиях;
· предоставление заявителю беспрепятственного доступа к информации об услугах, которые он может предложить.
Требования к персоналу органа по сертификации.
Персонал органов по сертификации должен отвечать следующим требованиям:
· Руководитель органа по сертификации назначается по согласованию с аккредитующим органом.
· Персонал органа должен быть постоянным. Условия работы персонала должны полностью исключать возможность давления как со стороны изготовителя, так и со стороны потребителя.
· Орган по сертификации обязан постоянно обновлять сведения о квалификации и профессиональном опыте каждого работника, четко распределить функции каждого специалиста.
· Специалист органа по сертификации должен знать свои функции и степень ответственности, изучать новые методы работы в своей области, своевременно обновлять процедуры, инструкции и другую методическую документацию.
· Каждый специалист должен быть экспертом системы сертификации в заявленной области аккредитации.
Требования к фонду нормативных документов и документации.
Фонд нормативных документов должен быть полностью укомплектован (т.е. содержать нормативные документы, регулирующие требования к качеству продукции, методам контроля и испытаний и соответствовать области аккредитации) и регулярно актуализироваться. При актуализации необходимо: вносить нужные изменения в нормативные документы; уточнять номенклатуру требований, содержащихся в них и подтверждаемых при сертификации; разрабатывать предложения по обновлению методов испытаний, обосновывать необходимость принятия новых стандартов в случае их отсутствия.
Кроме фонда нормативных документов, орган по сертификации должен иметь комплект организационно-методических документов, на основании которых осуществляется его деятельность.
В комплект входят:
1. «Положение об органе по сертификации», в котором отражаются область аккредитации, юридический статус; функции, права, обязанности и ответственность; организационная структура; взаимодействие с Госстандартом РФ и перечень организаций, которые сотрудничают с самим органом; финансовая деятельность; сведения о штатном и внештатном персонале.
2. «Порядок сертификации однородной продукции», который может не разрабатываться, если орган предусматривает использование действующего общего порядка.
|
|
3. «Руководство по качеству», к главным составляющим которого относятся заявление о политике в области качества; сведения о квалификации персонала, в том числе наличие аттестованных экспертов; подробные сведения о поддержании и повышении уровня квалификации персонала; сведения о применяемых испытательных приборах (оборудовании); должностные инструкции персонала и пр.
Кроме названных видов документов, в комплект входит система документов по регистрации и протоколированию, которые должны храниться в течение установленного срока в условиях конфиденциальности.
В обязанности органа по сертификации входят контроль за документацией и поддержание ее в надлежащем порядке.
Процедура аккредитации.
Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве органа по сертификации, подает в аккредитующий орган заявку, в которой содержатся следующие сведения: заявленная область аккредитации; осведомленность о способе действия системы аккредитации; подготовленность к выполнению своих обязанностей по процедуре аккредитации (принять комиссию по аттестации и оплатить расходы независимо от результата аккредитации) и готовность к последующему инспекционному контролю. К заявке прилагается комплект документов, перечень которых определяет ГОСТ Р 51000.6—96.
Документы подвергаются экспертизе одним или несколькими экспертами, результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении.
При положительном заключении разрабатывается программа аттестации. Проводит аттестацию комиссия экспертов, назначенная аккредитующим органом.
Аттестация проходит непосредственно в органе по сертификации, где проверяются фактическое состояние заявителя и его соответствие представленным документам. Проверяется способность заявителя выполнять свои функции, что в некоторых случаях сопряжено с опытной сертификацией. По результатам аттестации комиссия составляет акт, который передается аккредитующему органу.
Для принятия решения об аккредитации аккредитующий орган рассматривает не только этот акт, но и заявку, информацию по экспертизе и аттестации и другие сведения, представленные ведущим экспертом, возглавляющим комиссию. При положительном решении аккредитующий орган выдает органу по сертификации аттестат аккредитации, срок действия которого не более пяти лет.
|
|
Аккредитация может быть отменена досрочно, если аккредитующий орган выявляет несоответствие органа по сертификации требованиям, обусловленным аккредитацией; если орган по сертификации сам принимает решение о досрочном прекращении действия аккредитации; при ликвидации органа по сертификации.
Орган по сертификации имеет право опротестовать решение о приостановлении его аккредитации и другие неприемлемые им действия аккредитующего органа путем подачи апелляции в соответствующую комиссию.
В период действия аттестата аккредитации осуществляется инспекционный контроль органа по сертификации со стороны аккредитующего органа. Условия и содержание инспекционного контроля определяются договором между органом по сертификации и аккредитующим органом. Как правило, при инспекционном контроле проверяются: соблюдение обязанностей и выполнение функций; своевременность актуализации фонда нормативных документов; квалификация штатных сотрудников, соблюдение правил приема и рассмотрение заявок и апелляций; правильность организации и проведения испытаний и др.
Испытательные лаборатории.
Требования к испытательным лабораториям в России регулируются государственными стандартами, положения которых разработаны с учетом соответствующих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относящихся к деятельности испытательных лабораторий (EN 45001, EN 45002 и EN 45003). Эти требования учитываются при создании, аккредитации и функционировании испытательной лаборатории; в процессе взаимодействия лаборатории с аккредитующим органом и с органами по сертификации; при заключении соглашений с зарубежными партнерами о признании протоколов испытаний; их также принимают во внимание эксперты, осуществляющие инспекционный контроль за работой аккредитованной лаборатории.
Большинство отечественных лабораторий отличается от зарубежных признанием их технической компетентности, в то время как зарубежные аккредитованы как независимые. Ситуация, когда признается только техническая компетентность, сложилась в России вследствие того, что практически все действующие в настоящее время лаборатории были созданы как структурные подразделения тех или иных организаций, научно-исследовательских институтов и предприятий.
Испытательная лаборатория имеет право на субподряд другой аккредитованной лаборатории, если она не располагает каким-либо видом оборудования, необходимым для проведения испытаний конкретной продукции. Объем работ по субподряду не должен превышать 25% стоимости всех испытаний, а договор субподряда не является основанием для расширения области аккредитации.
Аккредитацию испытательных лабораторий, деятельность которых связана с обязательной сертификацией, организует и проводит Госстандарт России и уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Любая лаборатория, которая удовлетворяет требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51000.3—96 и дополнительным требованиям конкретной отрасли по ее заявлению, имеет право на аккредитацию.
Общие требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации в РФ соответствуют рассмотренным в гл. 14.
Обязанности аккредитованной испытательной лаборатории.
Аккредитованная испытательная лаборатория обязана поддерживать свое соответствие требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51000.3-96 и другим критериям, которые применены аккредитующим органом при ее аккредитации:
· заявлять о проведении только тех испытаний, которые включаются в область аккредитации;
· оплачивать все расходы, связанные с аккредитацией и инспекционным контролем;
· прекращать деятельность сразу по истечении срока действия аттестата аккредитации;
· при заключении контрактов (договоров) с заказчиками испытаний указывать, что ни аккредитация, ни протоколы испытаний не должны считаться гарантией соответствия продукции установленным требованиям;
· следить за соблюдением требований аккредитующего органа в отношении использования заказчиками протокола испытаний в целях своей рекламы;
· информировать аккредитующий орган об изменениях в организации, которые могут повлиять на соответствие лаборатории критериям аккредитации.
В системе сертификации ГОСТ Р аккредитовано около 2 тыс. лабораторий, в том числе около 60 зарубежных. Более 700 аккредитованных лабораторий занимаются испытаниями продуктов питания и пищевого сырья; более 300 — испытаниями электротехнических приборов, более 270 — продукции машиностроения.
Среди аккредитованных испытательных лабораторий более 100 представляют собой акционерные общества и около 60 — общественные объединения. Таким образом реализовано положение Закона «О сертификации продукции и услуг» о привлечении к практике сертификации юридических лиц любой формы собственности.