Поколения народов проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке – в наследие потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитые радости, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.
(К.Д.Ушинский)
Как смысл высказывания К.Д.Ушинского связан с темой нашего урока?
Постановка цели и задач урока
Тема: Слово в лексической системе языка. | |
Что такое лексика? | |
Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? | |
Как вы понимаете лексическое значение слова? | |
Как называется наука, рассматривающая эти лексические значения? | |
Однозначные и многозначные слова | |
Омонимы | |
Синонимы | |
Антонимы | |
Какие вы знаете словари, дающие толкования слов? |
Работа с материалом учебника стр.49-65,составление таблицы Обобщение знаний по теме «Лексика»
|
|
признаки | характеристика | |
Что такое лексика? | Словарный состав всех слов, входящих в словарный состав языка. | |
Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? | Лексикология | |
Как вы понимаете лексическое значение слова? | Слово –это сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную функцию. Соотнесение слова с определенным понятием называется лексическим значением слова. Итак, слово-это лексическая единица. Изучаются: значение слова, его происхождение, стилистическая окраска, сфера употребления и т.д. Таким образом, лексическое значение состоит из многих составляющих (компонентов). Слово может иметь и несколько лексических значений. | |
Как называется наука, рассматривающая эти лексические значения? | Семантика, от греческогосемантикос — обозначающий | |
Если слово имеет одно лексическое значение, то | Это однозначное слово | |
Если слово имеет несколько лексических значений, то | Это многозначное слово (см. презентацию) | |
Слово имеет | Прямое и переносное значение (головка ребенка- головка сыра, Ребенок уснул – ветер уснул, т.е. затих) Упр.№49, стр.50 | |
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению | Этоомонимы(ключ от дверей – ключ, т.е. родник). Выделяются разновидности омонимов: Омоформы –слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой-либо одной или нескольких грамматических формах. (печь -сущ. –печь-глагол;). Омофоны – слова, разные по написанию, но одинаковые по произношению (луг –лук, пруд-прут). Омографы –слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных слогах. (мука- мука, засыпать –засыпать..) Упр. № 52, стр.51 | |
Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию | Это паронимы (Эффективность, эффективный метод – эффектность, эффектный вид) | |
Слова одной и той же части речи, разные по звучанию, но близкие по значению | Это синонимы(метель, пурга, буран). Различают синонимы: Лексические синонимы - это слова одной части речи, обозначают одно и то же, но разные оттенки значения. Словообразовательные синонимы – однокоренные слова с близкими по значению приставкам (запретить – воспретить) Синтаксические синонимы –синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению (начать работу - приступить к работе) Стилистические синонимы различаются стилистической окраской, сферой употребления (лик, лицо, мордашка; удовлетворительно, тройка, трояк) ( | |
Слова, противоположные по значению | Это антонимы (далеко-близко) Упр. № 60, стр.54 презентация | |
Какие вы знаете словари, дающие толкования слов? | Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т Ожегов С. И. Словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка и другие. |
|
|