double arrow

Анализ текста (работа по группам — карточка с текстом)

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися

Далеко-далеко колокольчик звенит,

Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышко ждут, птички песню поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло.

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с косой, едет — песню поет.

По плечу молодцу все тяжелое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

И. С. Никитин

О чем рассказывает стихотворение? Поэт рассказывает о пробуждении природы. Он не только живо рисует наступление утра, но и радуется его приходу приветствует его: Здравствуй, солнце да утро веселое!»
Какие лексические средства вы видите в стихотворении?  
Особое место в стихотворении отводится словам с переносным значением (олицетворение): «пар расстилается... по кудрям лозняка», «дремлет чуткий камыш», «свет разливается», «брызнет роса серебристая», «потянул ветерок», «воду морщит-рябит», «восток все горит-разгорается», «лес улыбается», «солнце встает... ночлег свой покинуло», «золотыми потоками хлынуло», «утро веселое». За счет использования олицетворений И. С. Никитин создал яркую картину утра, природа предстает живым существом, поэтому она так сильно воздействует на читателя.
Понять содержание, почувствовать и пережить происходящее помогают и эпитеты: «по зеркальной воде» «алый свет», «чуткий камыш», «роса серебристая», «золотыми потоками», «утро веселое».
Подберите к слову «алый» синонимы. Багровый, багряный, пунцовый, пурпурный, рдяной, рубиновый, коралловый, кумачовый. Каждый из них обозначает красный цвет, но с разными оттенками: ярко-красный — алый
Так почему именно «алый свет» у поэта? Никитин описывает раннее утро, солнце еще «не проснулось», утро только зарождается, поэтому темно-красный оттенок не может быть использован
Какие синтаксические средства представлены в тексте?   В данном тексте использованы в основном простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит, более точно. Например: «меркнут и гаснут звезды»; «стоит, улыбается лес»; «встает, блестит солнце...»
  Важные в речи слова переносятся в начало предложения: «Дремлет чуткий камыш»; «Пронеслись утки с шумом и скрылися»; «Едет пахарь с косой». Выразительности речи способствует и инверсия второстепенных членов: «тропинка росистая», «роса серебристая».
  Обратите внимание на использование автором знаков препинания. Занятые обозначают паузу, точка в конце предложения указывает на его завершенность и более глубокую паузу,
  тире — результативность действия: «куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая».
  Многоточие указывает на не завершенность интонации. Восклицательные знаки передают (выражают) мольбу: «Не боли ты, душа! Отдохни от забот!» и радость: «Здравствуй, солнце да утро веселое!».
Выпишите из стихотворения слово-омоним «звезды», составьте словосочетания с ним. Небо в звездах; верить в свою звезду (переносное значение); звезда экрана (переносное значение); пятиконечная звезда (фигура); звезды на погонах (в армии); морская звезда (иглокожее животное

Тест «Проверь себя»

1(3). Какое из перечисленных слов имеет значение ≪строго, до мелочейпоследовательный и принципиальный в своих отношениях к чему-нибудь≫?

1) мелочный

2) тщательный

3) щепетильный

4) придирчивый

 

2(2). Какое из перечисленных слов имеет значение ≪стремление к практически неоправданной организации чего-нибудь в очень крупныхразмерах≫?

1) гипербола

2) гигантомания

3) преувеличение

4) фальсификация

 

3 (1) Какое из перечисленных слов имеет значение ≪часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная отнавигационных опасностей≫?

1) фарватер

2) ватерлиния

3) русло

4) кильватер

 

4 (3). В каком значении употреблено в предложении слово ОТКРЫТЬ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: