Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Выявление привычных способов взаимодействий родителей и детей




Достоверным источником информации о семье, о характере взаимоотношений между ее членами может послужить выполнение ребенком какого-то практического задания в присутствии близкого человека, с его участием или последующим привлечением для обсуждения. Целесообразно предварительно сообщить, что взрослый может помогать ребенку и вообще обращаться с ним свободно, как дома.

В качестве задания можно использовать любой диагностический тест, соответствующий возрасту ребенка (например, «Совместный тест Роршаха», «Рисунок семьи»), игры-головоломки. Родители могут быть участниками или просто наблюдателями. Независимо от того, какое задание получают дети и родители, у воспитателя, психолога или социального работника появляется возможность наблюдать за ними со стороны. В одних случаях предметом анализа становится поведение взрослого – характер его действий и реакции на деятельность ребенка.

Специалист отмечает поведение взрослого в следующие моменты выполнения задания:

- в самом начале;

- когда ребенок ошибается;

- когда он в чем-то затрудняется (подсказывает, подбадривает, успокаивает, ругает);

- после выполнения задания (как успешного, так и неудачного).

Беседа с родителями после выполнения задания дает дополнительный материал, свидетельствующий об их отношении к ребенку, оценке его возможностей.

Многие взрослые не всегда умеют правильно оценить деятельность ребенка, даже когда она приводит к наглядному успеху. В беседе после выполнения задания они выражают свое представление скорее о ребенке, чем о проявленных им возможностях. Сделать вывод об объективности их суждений специалисту помогает сопоставление высказанных родителями мнений и своих заметок. А главное, таким образом добывается незаменимый в своей достоверности материал о тактике родителей при взаимодействии с ребенком и о принятом в семье способе регуляции его активности.

 

4.1.3. Методика «Кинетический рисунок семьи»

 

Работа по методике «Кинетический рисунок семьи», активно используемая в качестве диагностического и коррекционного средства. Когда родители еще не готовы к ассимилированиютребований коррекционной работы и психологический запрос о помощи со стороны специалистов еще не сформирован, совместная деятельность взрослых и детей, их диалог по поводу рисунка представляют доступную и информативную форму коррекционной работы.

«Рисунок семьи» - это проективный метод, как и другие аналогичные техники адресованный к тем проявлениям психологического, которые не представлены отчетливо в сознании, поскольку находятся в подкорке. Рациональные начала личности при работе по данной методике как бы регрессируют, а на их место приходят некие идеи и образы, связи и отношения, полные определенного смысла. Смягчение контроля сознания, своеобразная капитуляция всей «службы Я» с его защитными механизмами – одна из важнейших предпосылок действия проективных методик. Информация выдается с меньшим напряжением именно благодаря своей многозначности и непроясненности. И в символике рисунка, и в его графической экспрессии может выступать такая семейная реальность, которая, хотя и определяет самочувствие и поведение ребенка, воспринимается им безотчетно и не может быть выражена в словах. «Ребенок как бы все знает, но не знает, что он знает».




Диагностику по методике «Кинетический рисунок семьи» должен проводить психолог. Ребенка просят нарисовать семью, но не так, как на семейной фотографии, где все сидят рядом и смотрят в объектив, а чтобы она выглядела как в жизни, когда все собираются дома и чем-то занимаются. На словах «все» и «каждый» делается особый акцент, поскольку это определяет общее стратегическое решение рисунка.

Обобщение результатов тестирования дает материал для выделения наиболее часто повторяющихся и одновременно отличающихся друг от друга типов семей.

Как правило, эти типы определяются следующими характерными чертами.

1. «Единение». Изображаются все члены семьи. Между ними отсутствуют условные барьеры и преграды. Впечатление психологической близости домочадцев достигается иногда ценой нарушения требований реальности (отец, находящийся на работе, может тем не менее помещаться в центре домашнего очага). Семья выступает как единство, в котором каждый из домочадцев хотя и наделен собственной ролью, но рассматривается как часть семейной целостности. В рисунке обычно много света, преимущественно вечернего, поскольку именно в это время семья собирается вместе. Свет – один из самых важных признаков связи. Еще одна примета таких рисунков – члены семьи заняты общим делом, что-то делают вместе, находясь в общем семейном пространстве.



2. «Купе». Семья предстоит как состоящая из отдельных индивидов. Это подчеркивают графические средства: лист как бы делится на четыре части и более. Каждая из них предназначена для одного человека, это – своеобразное одноместное купе. Контекст семьи нередко расширяется, в него включаются прародители, сотрудники родителей, одноклассники и однокурсники, соседи. Таким образом, с одной стороны, в рисунках получают отражение некоторые особенности современных семей – увеличение времени, отводимого взрослыми на профессиональные занятия в ущерб семейным обязанностям, состояние профессионального стресса, заставляющего «уходить в бизнес», забывать о родственных обязанностях. С другой стороны, если рисуют подростки, в изображениях могут отражаться их возрастные особенности, «субъективное чувство взрослости» с ориентацией на собственную автономию, открытием для себя «другого» мира, а также несвоевременным отторжением от семьи, где они не чувствуют себя нужными.

3. «Группировки». В общей семейной целостности ребенок находит более узкие и сплоченные внутрисемейные союзы, группировки. Они состоят из тех близких людей, к которым дети тяготеют, с чьей привязанностью друг к другу они вынуждены смириться или, напротив, чей круг хотят закрепить. Для мальчиков более характерно выделение подсистемы «Я – папа», для девочек – «Я – мама». В ряде случаев девочки выделяют подсистему братьев и сестер.

4. «Капсулирование». На рисунках этого типа ребенок изображает себя в замкнутом со всех сторон, словно капсула, пространстве. Образ капсулы не всегда бросается в глаза, принимая видимость легко узнаваемых предметов, деталей интерьера. Ими могут быть прямоугольник ковра, шкаф, кровать. Эти предметы кроме прямой практической функции наделяются еще одной, очень важной для смыслового ряда рисунка: они изолируют автора от других членов семьи. Субъективно это не всегда сигнал тревоги. Ребенок может чувствовать себя в капсуле совсем неплохо. Но объективно капсула – это знак того, что жизненные связи ребенка пусть и не полностью, но все же нарушены, ослаблены, деформированы. «Капсулирование» перекликается по смыслу с такими типами семьи, как «купе», «группировки», но его символика более кульминационна. В замкнутом пространстве капсулы может находиться не только автор рисунка, но и кто-то еще из семьи.

5. «Семейная фотография». Этот рисунок имеет среднее между «единением» и «купе» значение. Как в «единении», здесь представлены все члены семьи, между ними нет барьеров, но, как в «купе», каждый выступает автономно.

6. «С птичьего полета». Авторы таких рисунков смотрят на свое семейное прибежище как бы с высоты. При этом выделяются два весьма различающихся их подтипа. Одному свойственна центробежная тенденция в отношении семейной системы, другому – центростремительная. Но и в том и в другом случае границы семьи четко очерчены и отделяют ее от внешнего мира. В обоих случаях дети отстранено наблюдают за обитателями своего домашнего гнезда и за собой в их кругу.

7. «Осколочная семья». В рисунках этого типа раскрываются семейные ситуации разной степени тяжести. В графическом, а значит, и психологическом пространстве семьи как будто бы отсутствуют признаки межличностной изолированности, не видно явных барьеров и преград. Но их и не может быть, поскольку семья разбита, она воспринимается ребенком фрагментарно, бессвязно. Отчуждение, иногда намерено подчеркнутое, проявляется и по признаку пола, что достаточно характерно для изображения семей младшими подростками. Семейное пространство на таких рисунках выглядит каким-то разреженным, опустело-безрадостным, нереальным. Невольный лаконизм выразительных средств свидетельствует о некоторой общей онтологической обедненности, печать которой лежит на всей жизни ребенка. Вообще многие особенности рисунков детей при их поверхностной оценке свидетельствуют о дефектах развития, интеллектуальной недостаточности их авторов (примитивизм, схематизм, неполнота изображения фигур, причудливость форм, расположение частей тела не там, где им положено находиться и т.п.). Однако при этом разные планы рисунков выполняются по-разному, отличаясь степенью совершенства: искажаются, как правило, только люди, а предметный план изображается технично. Все это позволяет предположить, что регресс развития является результатом не столько мозговых дисфункций, сколько длительного, хронического дистресса.

Сами по себе типы изображения семьи, за исключением, пожалуй, последнего и «капсулирования», не дают повода для оценочного подхода: они не являются ни плохими, ни хорошими и могут быть как-то интерпретированы только в совокупности с другими, логически связанными фрагментами рисунка, то есть в целостном смысловом контексте. Вместе с тем материалы рисунков раскрывают особенности личностного развития детей в семье, одновременно выявляя восприятие ими семейной ситуации. Организация расшифровки рисунков может помочь истолковать их символику и получить дополнительную информацию об их смысле. Для этого психолог использует:

- беседу с ребенком по поводу рисунка сразу после того, как он был сдан;

- сочинение родителей (только по их согласию);

- разговор с родителями тех детей, чьи рисунки вызывают наибольшую тревогу.

В диалоге с родителями прояснение смысла рисунка приобретает характер коррекционного воздействия. Предметом обсуждения становится стрессогенная семейная ситуация. Ее смысл, каким он видится ребенку, сопоставляется с тем, которых представляется родителям. Психолог объясняет родителям, что в рисунке их ребенка отражена информация о семье, содержащаяся в его подсознании.

Одно из правил такого обсуждения – его пошаговый характер. Психолог не столько «выдает» истолкование, сколько старается подвести к нему самих родителей.

 





Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 526; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9383 - | 7445 - или читать все...

 

54.157.61.68 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.