Параметры семьи, которые выявляет семейная диагностика

Параметры Основные характеристики
Дисфункция семьи Нарушение в выполнении супружеской, родительской, материально-бытовой и других функций семьи
Нормально функционирующая семья Семья, которая в своем развитии пользуется теми внешними и своими созданными внутренними правилами, которые позволяют ей удовлетворять потребность в росте и изменениях, безопасности и самоактуализации
Структура базисных семейных ролей Совокупность социальных ролей, присущих только семье, которая предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая в отношения друг с другом
Стандарты взаимодействий Повторяющиеся взаимодействия устанавливают определенные стандарты, которые, в свою очередь, управляют взаимодействием членов семьи
Семейные подсистемы Это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность
Семейные коммуникации Под коммуникацией понимают смысловой аспект социального взаимодействия. В семьях информация передается с помощью коммуникационного канала, в котором выделяют ряд промежуточных явлений, передаточных механизмов, обеспечивающих процесс обмена информацией: - выбор содержания сообщения; - его кодировка; - передача; - прием; - декодировка; - выбор содержания ответного сообщения. Каждая семья не только пользуется общими правилами передачи и переработки информации, которые поддерживаются коммуникативным контекстом нации и культуры, но и вырабатывает свои либо игнорирует те правила, которые помогают большинству людей понимать друг друга
Внешние и внутренние границы Границы – это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные предписания в определенном аспекте семейной жизни – супружеском, родительском, в детской группе и т.д. Границы бывают проницаемые, размытые и жесткие, которые графически можно изобразить так: _____________ жесткие границы, _ _ _ _ _ _ _ _ _ проницаемые границы, .............. размытые границы. Внешние границы в норме способствуют формированию идентичности семьи и подсказывают окружающим, какое присоединение к семье может оказаться наиболее эффективным. Внутренние границы, в случае нормального функционирования семьи, способствуют структурированию внутреннего психологического и физического пространства семьи, что в конечном итоге дает ей сильные импульсы к развитию
«Семейные мифы» «Семейные мифы» - определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях. «Семейные мифы» – это неадекватный образ «МЫ», включающий в себя согласованные селективные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, которые создают для каждого члена семьи и семьи в целом наблюдаемый (демонстрируемый) публичный образ.
«Образ семьи» «Образ семьи» – целостное, интегрированное образование, семейное самосознание, важнейшими функциями которого является целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов.
Семейные секреты Секрет – это информация, скрываемая от других людей. Многие семьи имеют секреты, касающиеся добрачной беременности, суицида или психологического заболевания родственника, криминальной деятельность кого-то из членов семьи и т.п. Клиническое значение секрета состоит в тайной его власти над человеком. Определенные секреты могут усилить уязвимость того члена семьи, которого он касается, вызвать смущение другого, спровоцировать на неблаговидный поступок из-за нежелания огласки. Роль секрета – стабилизировать или защищать семейную систему. Значительная часть энергии семьи идет на ограничение и поддержание секрета. Секреты чаще всего представлены на сознательном уровне, но могут быть и неосознанными. Хотя все члены семьи осведомлены о секрете, о нем редко упоминают внутри семейной системы. Семейные секреты вызывают у членов семьи сильную тревогу

Модель Мак-Мастерса

«Модель Мак-Мастерса» - эмпирически разработанная процедура исследования функционирования семьи. Эта модель ставит своей целью дать общее и всестороннее представление об изучаемой семье, позволяя обобщить и упорядочить собираемую информацию о функционировании семьи:

- Способность семьи к решению проблем.

- Коммуникации в семье.

- Семейные роли.

- Аффективная отзывчивость.

- Аффективная вовлеченность.

- Контроль над поведением

Охарактеризуем каждый из аспектов этой модели.

1. Способность семьи к решению проблем. Какова бы ни была проблема, с которой сталкивается семья в своей повседневной жизни, ее члены должны:

- Осознать проблему, т.е. понять, что перед ними именно проблема, требующая интеллектуальных и других усилий для ее решения. Без этого осознания семья может, например, ощущать неудовлетворенность жизнью, но полагать, что так и должно быть, и не задумываться о том, что может быть иначе.

- Иметь информацию о проблеме: все, кто должен принять участие в ее решении, узнают о ней от того, кто первым ее обнаружил.

- Рассмотреть альтернативные пути решения: плохо, если принимается «первое попавшееся решение».

- Принять одно-единственное решение: обсуждения не могут продолжаться вечно.

- Осуществить ее решение.

- Убедиться в успешности своих действий и оценить результат.

Неспособность семьи решать проблемы вызывает цепную реакцию негативных последствий, причем одинаковых для разных семей и с разными проблемами. Причиной несостоятельности в решении проблем может быть нарушение на любом из перечисленных этапов.

2. Коммуникации в семье. Схема анализа этого аспекта жизнедеятельности семьи в значительной мере отражает достижения коммуникативной школы: в нее включены характеристики, от которых зависит успешность коммуникации.

- Открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи. Например, предложение одного из супругов «Пойдем погуляем!» коммуникационно открыто, а выражение «Как насчет того, чтобы подышать свежим воздухом?» – более замаскированный вариант, так как допускает многообразные толкования (например, его можно интерпретировать как просьбу открыть форточку). Если в семье превалируют подобные высказывания, то можно говорить о стиле замаскированной коммуникации.

3. Семейные роли. Ролевая структура семьи включает: функции, которые выполняет та или иная семья; привычные образцы поведения (роли); навыки и умения, необходимые для выполнения роли; правила «приписывания» ролей членам семьи и, наконец, установление ответственности за различные внутрисемейные события.

4. Аффективная отзывчивость объединяет группу эмоциональных отношений.

5. Аффективная вовлеченность – это характер мотивации, определяющий отношение индивида к семье, его привязанность к ней. Типы вовлеченности:

- недостаточная эмоциональная вовлеченность в семью;

- «нарциссическая» вовлеченность, в основе которой лежит эгоцентризм, а интерес к семье существует лишь постольку, поскольку она обеспечивает удовлетворение чувства тщеславия и укрепление самооценки;

- сверхвовлеченность, когда индивид эмоционально полностью слит с семьей; неудача или разрушение ее равносильны для него гибели;

- симбиотическая связь – утрату индивидом способности действовать и жить самостоятельно, полную зависимость от других членов семьи.

6. Контроль над поведением – способ, посредством которого семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.).

«Модель Мак-Мастерса» весьма популярна и часто используется в практике работы с семьей. Анализ ее показывает, что она соответствует ряду практических потребностей, возникающих при исследовании семьи, так как представляет программу первичного изучения семьи, может подсказать, что еще неизвестно, о чем недостаточное представление.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: