Метод «Семейнаягенограмма»

К графическим методам диагностики коммуникаций в семье, взаимоотношений между ее членами относится семейнаягенограмма.

Семейнаягенограмма является схематическим изображением семейной системы, в которой используются квадраты для изображения мужчин, а круги – для женщин, горизонтальные линии изображают супружество, а вертикальные линии означают наличие детей.

Генограмма охватывает несколько поколений семьи. Исходным пунктом является биологическая семья носителя симптома. В схему включаются такие важные сведения, как:

• фамилия,

• дата рождения,

• дата смерти,

• дата развода или разлуки,

• тяжкие симптомы.

Для их обозначения используются различные символы:

 

мужской пол

женский пол

брак

 

 

неформальное жизненное сообщество

 

брак с разлукой или разводом

 

смерть

 

семья с одним сыном и одной дочерью

 

Наряду с временной реконструкцией представляют интерес истории, которые рассказываются членами системы при составлении генограммы. Они не должны обсуждаться, но тем не менее они позволяют взглянуть на важные события семьи4. Могут стать очевидными табу, когда, например, не говорят о некоторых лицах или затушевывают некоторые события. При создании генограммы членам системы могут приписываться свойства лиц из прошлого. С помощью кругов или цветных обозначений в генограмме могут также быть выделены подсистемы.

Изображение генограммы может иметь особую форму, которую можно использовать как метафору для вхождения в консультационный процесс.

При работе с семьей специалист может занять следующие позиции:

1. «Спасатель». Основной принцип – помогу, подскажу, сделаю за Вас, т.е. он вступает в позицию «золотой рыбки» и берет всю ответственность за изменение ситуации в семье на себя. Опасность этой позиции в том, что запросы семьи возрастают, появляется потребительское отношение к социальному работнику, а поскольку возможности его не велики, то со временем они исчерпываются, что ведет к разочарованию семьи и потере контакта со специалистом.

2. «Помощник». Основной принцип – сотрудничество, ориентированное на побуждение самой семьи или личности на реализацию их возможностей. Ответственность за решение проблем в этом случае ложиться на всю семью в целом. Это идеальный вариант и к нему необходимо стремиться в работе. Его эффективность заключается в том, что происходит мобилизация ресурсов самой семьи, а социальный работник вступает в роль помощника в эффективной их реализации.

3. «Судья». Основной принцип – разрешить ситуацию по справедливости (с жизненной позиции самого специалиста), найти виноватого и переложить на него ответственность за ситуацию.

Опасность данной позиции заключается в том, что происходит переложение ответственности на «носителя симптома», что может иметь у него следующие выходы:

- чувство вины;

- реакция защиты;

- противодействие, выражающееся в различных видах агрессии;

- избегание контактов.

Специалисту необходимо учесть, что выбор той или иной роли не всегда зависит только от него, часто семья сама навязывает наиболее удобную для нее форму общения. Поэтому специалисту необходимо учитывать все особенности семьи, свои особенности и исходя из этого строить работу с семьей.

Таблица 1.

Особенности семьи как объекта и субъекта социальной работы

Поведение семьи Характеристика поведения Возможности специалиста по социальной работе и социального педагога
Объект Пассивен (застывшее состояние); пессимизм; неумение самореализовываться; манипулирование Роль специалиста – побуждение к активным действиям по решению проблемы
Субъект Активен (семья в движении); ориентация на самопомощь, самодействие, взаимодействие, оптимизм Личные действия всех членов семьи. Роль специалиста – направлять энергию семьи на эффективное решение проблемы, помогать в случаях затруднения либо сомнения

В зависимости от того, в какой роли выступает семья, объекта или субъекта социальной работы, зависит и роль специалиста, которую он будет выполнять в семье.

Семьи, с которыми работает специалиста по социальной работе, можно разделить на две подгруппы:

1 подгруппа – семьи, сознающие свои проблемы, желающие вступить в контакт со специалистами;

2 подгруппа – семьи, не осознающие свои проблемы. Информация о ситуации в семье получена от школы, знакомых, родственников, соседей и т.д.

Как правило, семьи 2 подгруппы можно охарактеризовать как асоциальные с деликвентным поведением членов семьи, не желающих решать как личные, так и социальные проблемы. Естественно, что работа с подобного рода семьями не всегда носит существенные результаты.

Работа с семьями 1 подгруппы, как правило, более результативна, так как специалист имеет возможность использовать личностный потенциал членов семьи, опираться на позитивную мотивацию.

Обычно поиск выхода из возникшей ситуации, процесс решения проблемы (в случае семьи 1 подгруппы) может происходить по следующей схеме:

- Определение, описание проблемы.

- Определение носителя проблемы.

- Анализ причин возникновения проблемы.

- Поиск возможных вариантов выхода из возникшей ситуации (искать которые необходимо вместе со всеми членами семьи).

- Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения.

- Выбор лучшего решения.

- Совместное с семьей нахождение наиболее эффективных путей решения проблемы.

- Оценка того, насколько хорошо намеченный способ действий поможет разрешить проблему.

Реализация указанных действий может происходить в процессе диагностических и терапевтических действий специалистов.

Во время первой встречи специалиста с семьей или отдельными ее членами не ставиться задача добиться принципиальных изменений в личности или ситуации обратившегося, необходимо попытаться снять ситуативно обусловленный стресс, способствовать улучшению психологического самочувствия клиента и активизацию его личностного потенциала.

В качестве примера рассмотрим схему деятельности социального работника и социального педагога с семьей, где существует проблема нарушения межличностных внутрисемейных отношений.

Можно выделить следующие этапы работы:

Подготовительный этап. Включает в себя сбор информации о семье, не привлекая внимания самой семьи и подготовку специалиста к вхождению в семью:

- эмоционально-психологический настрой специалиста на работу в данной семье;

- составление плана работы с семьей в соответствии с заявленной проблемой;

- понимание роли социального работника при работе с семьей и вариантов развития ситуации.

Следующий этап – вхождение в семью, является основным.

1 шаг. Начало беседы, на котором идет представление, приветствие и знакомство – сообщение кратко о себе и цели своего посещения; получение первой информации от клиента с целью установления контакта с клиентом, расположение его к доверию и откровенности.

Можно использовать следующие реплики: «Давайте познакомимся», «Как мне Вас называть».

Средства, с помощью которых достигается лучший результат, заключаются в следующем:

- Определиться с помещением для беседы (чтобы не мешали посторонние, и не было отвлекающего эффекта).

- Создание комфортной дистанции между собой и клиентом.

- Обращение к собеседнику только по имени и отчеству (к детям и подросткам – по имени).

- Демонстрация уважения к личности клиента.

2 шаг. Расспрос членов семьи, который проводится с целью подвигнуть клиента на полный рассказ о себе и о проблемах семьи, о его видении причин конфликта. Выстраивание и проверка гипотез, формулирование проблемы.

Сначала необходимо подвигнуть клиента на полный рассказ, который должен состоять из:

- описания проблемы (с точки зрения клиента);

- перечня и характеристики фактов;

- описания своих потребностей, интересов, нужд и представлений, какими они могут быть у «соперника»;

- описания опасений;

- обоснования возможных вариантов разрешения ситуации (использованные и предполагаемые).

Можно использовать следующие реплики: «Расскажите, какая у Вас семья», «Когда и как это началось», «У меня есть следующие сведения …, это так».

Необходимо использовать как можно больше открытых вопросов. Средствами достижения этого должны быть: соблюдение дистанции с клиентом; присоединение к элементам поведения человека (жесты, мимика, дыхание, темп речи и т.п.); принятие концепции клиента; демонстрация уважения к позиции клиента невербальными способами (показать, что Вы понимаете реальное положение и состояние человека, не говоря ему об этом прямо); обобщать внимание на невербальное сопровождение слов (жесты, манера поведения, мимика и т.п.); помнить об опасности попасть в «ловушку» (позиция «Спасатель»).

После этого необходимо проверить гипотезы с помощью следующих реплик: «Таким образом Вы мне рассказали…, теперь мне хотелось бы уточнить: 1…, 2…, 3…», «Я правильно поняла, что…», «Что Вы чувствуете, ощущаете в этой ситуации», «Когда именно у Вас возникло ощущение …».

Для этого специалист может использовать средства:

- использование фактора «непонимания», провоцирующего на включение;

- прямое цитирование того, что сказал клиент (у клиента возникает чувство полного взаимопонимания со стороны социального педагога);

- использование последних слов из фразы клиента для построения наводящего вопроса (провоцирует на развитие мысли, углубление понятий);

- выяснение, какую пользу извлекает клиент (член семьи) из своего положения, и что он с этого имеет;

- определение внутренних ресурсов клиента (семьи) на перспективное развитие;

- мелкие детали дают возможность получить более достоверную информацию.

Необходимо обобщить, уточнить полученную информацию от членов семьи, используя следующие реплики: «Итак, мы с Вами выяснили следующее 1…, 2…, 3…», «Значит то, что… - вызывает Вашу тревогу, и Вы хотели бы изменить эту ситуацию», «Из нашей с Вами беседы я могу подчеркнуть следующие основные моменты, вызывающие беспокойство Вас и вашей семьи…».

Здесь можно пользоваться такими средствами:

- использование фраз единомыслия и местоимения «МЫ»;

- обобщение информации и формулирование проблемы с вычислением системных моментов и основных тезисов;

- согласование обобщения с клиентом, уточнения.

3 шаг. Коррекционное воздействие на членов семьи с целью подвести их к осознанию необходимости изменения ситуации через приложение сил всех членов семьи. Выработка вариантов помощи семье:

Специалист на этой стадии может использовать такие реплики:

Гипотетические (предполагающие):

- «А что будет на следующей неделе?»;

- «Как может измениться ситуация, отношения через 2 месяцы?»;

- «Что вы будете чувствовать, когда ситуация обострится?».

Сравнительные:

- «Как вы думаете, кто более выдержан?»;

- «Кого вы любите больше?».

Триадные:

- «Что вы думаете, думает мать (отец, брат), когда вы думаете следующее…»;

- «Как вы думаете, какова бы могла быть реакция матери (отца и др.) на тот или иной ваш поступок?».

Средства, которые можно при этом использовать:

- использование метафор, проецирующих на поведение семьи или отдельных ее представителей;

- определение позиций личности, которыми могут быть:

- проблема саморегуляции – «что в жизни человека зависит от него самого»;

- проблема индивидуальности – «можно ли и когда можно человеку быть «белой вороной» или «черным лебедем»;

- проблема одиночества – «что значат другие люди (члены семьи) в жизни человека».

Необходимо строить свою работу так, чтобы подвести клиента к выводу о том, что:

- Люди взаимосвязаны.

- Человек имеет право на ошибку.

- Человек имеет право на прощение.

При этом важно определить ролевые позиции в семье и типичные семейные сценарии:

- Социальный статус семьи.

- Место и функции каждого в семье.

- Атмосфера семьи (определяющие события).

- Совпадение и различие ожиданий.

- Динамика в семье (наличие внутренних ресурсов).

Определив ролевые позиции в семье, члены семьи с помощью специалиста должны прийти к самостоятельному выводу:

- О необходимости изменения ситуации.

- О том, что за ситуацию несет ответственность каждый член семьи.

- Что мера приложения сил семьи в ее жизнедеятельности равносильна мере отдачи и наоборот.

- Что результат позитивных изменений в семье – это следствие собственных действий, мера приложения сил и следствие собственного желания реализовать свои ожидания (ожидание – самодействие – результат).

В процессе работы с клиентом специалист должен акцентировать противоречия в рассказе клиента. Это может выглядеть следующим образом:

- «В начале вы рассказали …, а сейчас говорите …, что вы думаете по этому поводу?».

Помочь сформулировать клиенту возможные альтернативные поведения, оценить их и выбрать наиболее подходящие, а затем планировать поэтапный переход к наиболее подходящим данному клиенту альтернативам поведения. При этом важно настроить клиента на продвижение мелкими шагами («Тише едешь – дальше будешь»).

И заключительный этап – завершение беседы, который включает в себя:

- Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всей информации, повторение всех этапов выбранного варианта решения проблемы.

- Планирование дальнейших отношений с клиентом и его семьей.

- Прощание.

После проведение первой встречи, беседы, которая носит консультативный характер, специалист ведет сложную кропотливую работу с семьей. Он регулярно проводит беседы с членами семьи, диагностику семьи, либо со всеми вместе, либо с каждым по отдельности, дает различные рекомендации, предлагает литературу по урегулированию взаимоотношений с членами семьи по вопросам конфликтов, наблюдает за дальнейшим развитием семьи. Обязательным условием для успешной работы является проведение диагностики семьи, куда могу входить тестирование, анкетирование, составление генограмм и т.п.

К решению проблем семьи могут привлекаться и другие родственники, знакомые, различные организации, школа, детские сады и др.

В процессе работы можно использовать элементы семейной терапии, мнии-тренинги, игровые уроки и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: