Й учебный вопрос: «Функции, цель и задачи антикризисного управления»

Объектом антикризисного управления являются предприятия, организации и их объединения, а предметом антикризисного управления является деятельность организации в кризисных условиях, в период угрозы банкротства.

Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Антикризисное управление выполняет ряд важных функций:

●Осуществляет естественный отбор наиболее эффективных предприятий.

●Концентрирует производства на более крупных предприятиях.

●Осуществляет оздоровление (санацию) кризисных предприятий.

●Реструктурирует производства и собственность на всех уровнях экономики.

●Анализирует состояния макро- и микросреды предприятия.

●Осуществляет ликвидацию безнадежных неэффективных предприятий.

Поэтому целью антикризисного управления является разработка и реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных тенденций, приводящих к кризисному состоянию.

Данный комплекс мер призван обеспечить прочное положение предприятия на рынке и его стабильно устойчивую финансовую деятельность при любых экономических, политических и социальных изменениях в государстве.

Основной задачей антикризисного управления является предотвращение возникновения кризиса, которое предполагает всесторонний, системный и стратегический подход к анализу и решению возникающих проблем. Также важной задачей антикризисного управления является преодоление возникшего кризиса, т. е. предотвращение банкротства предприятия и восстановление его платежеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации и направлено на выход предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности.

Возможность осуществления антикризисного управления определяется, в первую очередь, человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. При этом антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного состояния предприятия.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

– кризисы можно предвидеть и ожидать;

– кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать и вызывать;

– к кризисам можно и необходимо готовиться;

– кризисы можно смягчать;

– управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

– кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми; – управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими может быть различным.

Это многообразие, помимо прочего, проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Так, оценивая собственное кризисное состояние и свою неспособность к расчету по обязательствам, сам должник может поставить вопрос о диалоге с кредиторами или о собственной ликвидации как предприятия. Кроме того, он может предусмотреть комплекс мер по восстановлению платежеспособности на основе анализа финансовой устойчивости организации и причин, приведших к потере ее платежеспособности, чтобы исключить или существенно уменьшить их влияние на финансовое состояние предприятия. А причины можно выявить только на основе проведения профессионального анализа.

Для реализации антикризисных мер необходимо сочетание стратегии и тактики антикризисного управления предприятием.

Так, антикризисную стратегию управления можно определить как долгосрочное определенное направление развития предприятия, касающееся сферы деятельности предприятия, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри предприятия, а также позиции предприятия в окружающей среде, смягчающие кризисную ситуацию, в которую может попасть предприятие, и способствующее его финансовому благополучию.

Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное на данный момент состояние производственной системы. Любому этапу выбранной предприятием стратегии соответствует своя тактика.

Стратегия управления кризисами включает ряд взаимосвязанных направлений:

– предупреждение кризисов: снижение вероятности их возникновения на основе критической оценки различных сторон деятельности предприятия;

– подготовка к кризисам: в частности, формирование антикризисного отдела и необходимых резервов;

– управление кризисами: ограничение его последствий, компенсация причиненного ущерба и возврат к предшествующему кризису положению.

Чаще всего эффективность антикризисного управления оценивается по степени достижения поставленных целей: смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными ресурсами.

Самым важным в формировании системы антикризисного управления является обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный характер. На каждом предприятии должен быть создан управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер.

Управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития, представляет собой антикризисное развитие предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: