Й учебный вопрос: «Всеобщие и общенаучные методы, применяемые в антикризисном управлении»

Предмет науки раскрывается с помощью методов. Метод – это способ, с помощью которого познается предмет. В известном смысле, методы, используемые в науке, определяют глубину познания ее предмета и достоверность полученных результатов.

Методы классифицируются на всеобщие, общенаучные и конкретно научные. В той или иной степени они используются при изучении предмета антикризисного управления.

Ко всеобщим методам относятся: синтез, анализ, индукция, дедукция, обобщение, метафизический и диалектический методы. Все они относятся к методам логики, иными словами, – законам человеческого мышления.

Анализ (от греч. – разложение, расчленение) – прием мышления, расчленяющий целое на части. В антикризисном управлении при проведении диагностики состояния предприятия используется финансовый анализ.

Синтез (от греч. – соединение, сочетание, составление) – это прием мышления, позволяющий объединить части в целом. Синтез противоположен анализу и неразрывно с ним связан.

Индукция – это общий вывод на основе частных посылок.

Дедукция (от лат. deductio – выведение), 1) переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего; 2) в логике и методологии – процесс логического вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям на основе применения правил логики. К дедуктивным выводам постоянно прибегают в процессе познавательной деятельности. Так, применение любого общего положения (например, закона) к частному случаю осуществляется посредством дедукции.

Дедукция связана с анализом – раскрытием компонентов посылок дедуктивного содержательного вывода. Поскольку в заключении содержательного дедуктивного умозаключения происходит объединение знаний, данных в отдельных посылках, дедукция связана и с синтезом. Дедукция находится в диалектической взаимосвязи с индукцией. Единичные факты (на основе обобщения которых индукция строит общие утверждения) считаются объясненными, если они включены в определенную систему понятий, из которой могут быть получены дедуктивным путем. В формировании общих посылок дедуктивных умозаключений существенную роль играют обобщения наблюдений и экспериментов, связанные с индуктивными процессами. «Индукция и дедукция связаны между собою столь же необходимым образом, как анализ и синтез. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, если не упускать из виду их связь между собою, их взаимное дополнение друг друга» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 20, С. 542–543).

Обобщение (от лат.) – прием мышления используемый для установления общих свойств объекта. Процесс обобщения связан с процессами анализа, синтеза, абстракции, индукции.

Диалектический метод познания предполагает рассмотрение объекта исследования в процессе его развития, в движении, в динамике. В противоположность ему метафизический метод рассматривает объект исследования в состоянии покоя, в статике. В антикризисном управлении используются оба этих метода. Так при изучении экономического кризиса последний рассматривается не сам по себе, а в процессе диалектического движения капиталистической экономики, как одна из фаз промышленного цикла, как постоянно повторяющийся, непрерывно воспроизводящийся феномен, как условие и продукт движения рыночной экономики. Метафизический метод познания применяется при проведении диагностики состояния предприятия, когда показатели последнего фиксируют его состояние на определенный момент времени.

Ко второй группе методов познания объективной действительности, ее развития, широко применяемых в разных науках, относят общенаучные методы. К ним относятся:

Эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, моделирование, прогнозирование.

а) Наблюдение, т.е. сбор объективной и достаточной информации по проблеме. «Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды», указывал М.В.Ломоносов. Важность этого метода в антикризисном управлении подчеркивается названием одной из процедур банкротства с аналогичным названием.

б) Эксперимент (от лат. – проба, опыт), при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В антикризисном управлении проведение эксперимента проблематично.

в) Моделирование, т.е. исследование объектов познания на их моделях. Модель – это условный образ объекта, построенный для упрощения его исследования. Изучение модели дает новые знания об объекте либо позволяет определить наилучшее решение в той или иной ситуации. В процессе антикризисного управления строится математическая модель конкретного предприятия, затем в нее вводятся те изменения, которые предполагают осуществить на дан- ном предприятии, рассматривается, к каким последствиям их внедрение может привести, и делается вывод относительно целесообразности их реализации на конкретном предприятии. Моделирование необходимо в силу сложности проблем антикризисного управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни.

г) Прогнозирование, которое представляет собой процесс составления, разработки прогнозов развития. Прогнозирование представляет собой попытку исследователя понять, где и в каких качественно новых условиях окажется его организация по истечении определенного периода времени. В антикризисном управлении прогнозирование активно применяется при проведении как санационных, так и ликвидационных процедур.

Существуют различные классификации прогнозов. В литературе рассматриваются следующие виды прогнозов:

экономические – используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту;

развития технологии - позволяют предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть;

развития конкуренции - позволяют предсказывать появление, стратегию и тактику конкурентов;

социальные - используются для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества.

Теоретические методы – аксиоматический, формализации, подтверждения и опровержения.

а) Аксиоматический метод – способ построения научной теории в виде системы аксиом…позволяющих получать утверждения (теоремы) данной теории. Аксиома – положение, принимаемое без доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории. Теория – это система основных идей в той или иной отрасли знаний; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Теорема - утверждение, устанавливаемое при помощи доказательства (в противоположность аксиоме). Наличие аксиоматического метода является непременным условием для построения формализованного языка.

б) Формализация в общем смысле представляет отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. В этом смысле она противопоставляется содержательному или интуитивному мышлению. В математике и формальной логике – формализация это метод представления результатов исследования в виде формул, знакового формализма. Формализация основных особенностей функционирования экономических объектов позволяет оценить возможные последствия воздействия на них и использовать такие оценки в управлении. Так, при исследовании возможностей предсказания предбанкротного состояния предприятий данные многочисленных предприятий группируются, обобщаются и формализуются в виде формул. Так был получен Z–счет Э. Альтмана.

Формализация доказательства дает возможность освободиться от обращения к интуитивным представлениям, что имеет решающее значение для строгости вывода. Представление доказательства в виде последовательности формул, каждая из которых либо является аксиомой, либо получается из аксиом по правилам вывода, превращает сам процесс проверки доказательства в чисто механическую процедуру и может быть передан вычислительной машине. Формализация играет существенную роль в анализе и уточнении научных понятий. Интуитивные понятия, хотя и кажутся более ясными с точки зрения обыденного сознания, в силу их неопределенности и неоднозначности мало пригодны для науки. В научном познании нередко нельзя не только разрешить, но даже сформулировать и поставить проблемы до тех пор, пока не будут разъяснены и уточнены относящиеся к ним понятия.

в) Метод подтверждения и опровержения – методы предложенные философией позитивизма и подтверждают научность или не научность теории. Возможность опровержения теории (фальсификация) говорит о том, что данная теория научна, если она использует научные приемы, доказательства.

Помимо выше перечисленных в антикризисном управлении используют конкретно научные методы, т.е. методы, изобретенные отдельными науками. Например, спектральный анализ в химии, метод опроса в социологии и психологии, метод моментных наблюдений в научной организации труда, метод восхождения от абстрактного к конкретному в политической экономии. В основном это эмпирические методы. Разработка конкретно научного метода в антикризисном управлении еще не завершена.

Если рассматривать конкретно научные методы применительно к управлению, необходимо иметь в виду, что наука управления зародилась в Англии во время Второй мировой войны, когда группа ученых получила задание на решение сложных военных проблем, таких как оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов. В 50-60-е гг. методология была обновлена, преобразована в целый ряд специфических методов и стала все более широко применяться для решения проблем в промышленности и принятия решений в разных ситуациях.

Применяя конкретно научный метод при исследовании предмета антикризисного управления, необходимо помнить, что субъект управления – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей. Поэтому специфической особенностью конкретно научного подхода к управлению является системность. В.И. Ленин указывал, что «система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (1) исторически; (2) лишь в связи с другими; (3) лишь в связи с конкретным опытом истории».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: