Краткие теоретические сведения
Системы питания и выпуска отработавших газов
Общая схема системы питания автомобиля изображена на рисунке 7.1.
Как видно из самого названия, система питания как бы «питает» двигатель, т.е. снабжает его рабочей смесью и удаляет полученные после ее сгорания отработавшие газы.
Рабочая смесь — смесь бензина и воздуха. Сам бензин не горит, горит только смесь его паров с воздухом. Для нормального сгорания смеси она должна состоять из 15 частей воздуха и 1 части паров бензина, условно это будет 15:1.
Если количество воздуха будет 15-17 частей, то мы имеем обедненную смесь
При дальнейшем увеличении количества воздуха смесь будет называться бедной и при содержании воздуха более 21 части гореть не будет. Если же, наоборот, будет уменьшаться содержание воздуха в смеси, то она будет обогащаться. При концентрации воздуха 15-13 частей смесь будет обогащенной, при 13-5 частях — богатой, а при содержании воздуха менее 5 частей — вообще не горит.
Рассмотрим общую схему системы питания карбюраторного бензинового двигателя, которая состоит из топливного бака, топливопроводов, топливного насоса, фильтра очистки топлива, воздушного патрубка, фильтра очистки воздуха, карбюратора, впускного коллектора, выпускного коллектора и системы глушения шума выпуска отработанных газов (рис. 7.1).
|
|
Стрелками указаны направления движения компонентов рабочей смеси и отработанных газов. Так, бензин поступает из топливного бака через топливный насос и фильтр в карбюратор. Воздух из атмосферы через воздушный фильтр по патрубку также подается в карбюратор. Из карбюратора рабочая смесь через впускной коллектор и клапан подается в цилиндр двигателя, где и происходит сгорание. А продукты сгорания — отработанные газы через выпускной клапан, выпускной коллектор и систему глушения шума выбрасываются в атмосферу.
|
Подробно рассмотрим назначение, принцип работы и устройство каждого из перечисленных узлов системы питания.
Топливный бак
Топливный бак служит для хранения запаса топлива, необходимого для работы двигателя.
Это резервуар, изготовленный из тонколистового металла или пластмассы. Форма его самая разнообразная. Основное место расположения — под днищем автомобиля.
Емкость бака, т.е. количество заливаемого в него топлива, тоже различна. Ее выбирают при проектировании автомобиля в зависимости от многих параметров. В среднем емкость топливного бака должна обеспечивать пробег автомобиля 450-550 километров без дополнительных заправок. Рассмотрим подробнее конструкцию топливного бака (рис. 7.2).
|
|
В верхней боковой части бака имеется заливная горловина с пробкой, через которую в бак заливается топливо. Для слива топлива внизу расположено сливное отверстие, надежно закрытое резьбовой пробкой. Топливо через трубку с сетчатым фильтром поступает в топливную магистраль, питающую двигатель.
Для определения запаса топлива в баке, на автомобиле установлен специальный прибор — указатель топлива, датчик которого находится в баке. Датчик представляет собой поплавок, жестко закрепленный на длинном поводке. В зависимости от положения поплавка, а следовательно, и поводка изменяется электрический сигнал, поступающий отдатчика к указателю, расположенному на щитке приборов, и водитель видит, сколько имеется топлива в баке.
Топливный фильтр представляет собой небольшой цилиндр, в котором находится пористый фильтрующий материал. Чистый бензин проходит через многочисленные поры, а различные примеси остаются.
Топливный насос
Чтобы придать топливу движение, необходим насос. Он и имеется в системе питания.
Топливный насос выкачивает топливо из бака и создает необходимое давление в топливопроводе.
Рассмотрим схему работы топливного насоса карбюраторного двигателя (рис. 7.3).
Как видно из рисунка, главная рабочая деталь топливного насоса — диафрагма. Это как бы поршень, с помощью которого порции топлива перекачиваются из одной полости насоса в другую. Управляет движениями диафрагмы толкатель. Он ее то поднимает, то опускает. Когда диафрагма опускается, под ней создается разрежение, и топливо, открывая клапан, заполняет нижнюю полость насоса. Когда диафрагма поднимается — она выталкивает топливо из нижней полости в трубку, создавая в ней давление. Диафрагма приводится в действие специальным устройством двигателя.
Ппри увеличении оборотов двигателя автоматически увеличивается скорость движения диафрагмы и, как следствие, количество топлива, подаваемого из бензобака в магистраль.
Так же на насосе имеется еще рычаг ручной подкачки топлива. Когда двигатель не работает, топливо можно подкачать вручную с помощью данного рычага. Рычаг ручной подкачки непосредственно связан со штоком диафрагмы. Поэтому, нажимая на рычаг, перемещается диафрагма.
Система питания с впрыском топлива
На современных автомобилях все большее применение находят не карбюраторные, а впрысковые двигатели. Общие теоретические правила относительно режимов работы и состава горючей смеси остаются теми же, что и для карбюраторного двигателя. Изменяется только принцип и механизм приготовления рабочей смеси. Принципы их работы следующие - электрический насос находится в топливном баке. Это насос высокого давления, который охлаждается бензином. Насос накачивает бензин в топливную рампу.
Топливная рампа — это трубопровод, в котором поддерживается достаточно высокое давление.
Непосредственно на рампе расположены форсунки, которые впрыскивают топливо во впускную трубу каждого цилиндра. Воздух, поступающий в двигатель, проходит через датчик массового расхода воздуха. Затем эти данные поступают на бортовой компьютер. Одновременно туда же поступают от датчиков сведения о работе двигателя: температура двигателя, температура поступающего воздуха, скорость вращения коленчатого вала, степень открытия дроссельной заслонки. Компьютер, обработав все это, определяет, какое количество топлива нужно сжечь в этом количестве воздуха. Условно принцип работы бортового компьютера показан на рисунке 7.4.
|
|
С впрысковой системой питания водитель, нажимая на педаль «газа», управляет только потоком воздуха, поступающего в двигатель. Необходимое количество топлива рассчитывает и подает сама система впрыска, изменяя продолжительность открытия форсунки. Затем этот сигнал передается на клапан форсунки, который открывается и впрыскивает нужное для сгорания количество топлива. Форсунка по назначению напоминает небольшой насос. Чем дольше он работает, тем больше топлива выльется в цилиндры из рампы. Таким образом, можно уменьшать или увеличивать количество топлива в смеси и регулировать мощность двигателя.
Рис. 7.4. Принцип работы бортового компьютера
Общая схема системы впрыска показана на рисунке 7.5.
Система впрыска подготавливает более качественную рабочую смесь. Двигатель получается более мощным, менее токсичным, то есть выбросы вредных веществ в атмосферу сведены до минимума. Автомобиль, оснащенный двигателем с системой впрыска топлива, более динамичен, расход топлива невелик. Однако, несмотря на все эти положительные моменты, есть и отрицательные. Значительно усложняется управление системой питания. В автомобиле появляется множество электронных устройств: бортовой компьютер, множество датчиков. Все это требует тщательной настройки и правильной эксплуатации.