double arrow

Этап. Составление рассказов-фантазий.

Цель:учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:

  • «Увеличение – уменьшение» (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);
  • «Деление-объединение» (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);
  • «Оживление-окаменение» (объект наделяется свойствами динамики или статики);
  • «Специализация – универсализация» (расширение либо ограничение ресурсов объекта);
  • «Наоборот» (приобретение объектом инверсных свойств);
  • «Ускорение – замедление» (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.

Для обучения детей составлению рассказов по картине использовали игровой прием «Пришел в гости волшебник…».

Приглашаются волшебники:

  1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
  2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
  3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
  4. Волшебник МогуВсе – МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
  5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).
  6. Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

Предлагали детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:




  • Что происходит с этим объектом?
  • Какие ощущения он испытывает?
  • Как он теперь воспринимает окружающий мир?
  • Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
  • Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований?
  • Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?
  • Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
  • Как окружение может согласоваться с измененным объектом?

Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.



Например: Картина «Кошка с котятами». Рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котенок (составлен двумя детьми):

«Клубок, который научился летать»

Жил был клубочек ниток. Он был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, он упал и покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать. Удивился котенок, нет, все котята и кошка и стали смотреть, как летает клубок. А лампа сказала: «Что ты тут летаешь, сгореть можешь». Клубок летал до вечера. Котята легли спать, а клубочек в корзинку залез. Только после этого лампа включилась, и он не сгорел.

Советы воспитателям.

  • Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого «Волшебника».
  • Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.
  • Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно.
  • В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.
  • Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.





Сейчас читают про: