double arrow

Этап. Составление рифмованных текстов по картине.

Цель: познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов, формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.

Для составления рифмованных текстов по содержанию картины можно обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие (дети…, семья…, посуда…)

Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые. Слова в высказываниях должны рифмоваться.

Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой:

Жили-были как-то кто-то,
Ой, какие были кто-то,
Что-то делали они,
На картину посмотри.
И закончив, говори:
»Вот какие кто-то
На картине такой-то…».

Возможны варианты создания рифмованного текста.

Он может начинаться со слов «Если эти кто-то…, то они чего-то…», «Кто-то был такой-то и свершал он то-то…», «Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…».

Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины.

Работа строится в определенной последовательности. Сначала с детьми проводится игра «Складушки-ладушки», в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины. Затем осуществляется побуждение детей составлять двустрочные рифмующиеся фразы. На последнем этапе создается рифмованный текст по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.

Советы воспитателям.

  • Заучивая или читая детям стихотворения, проводить с детьми их анализ.
  • Чаще включать в педагогический процесс игры по составлению рифмы.
  • На занятиях по развитию речи проводить с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.
  • Целесообразно возвращаться к сочиненным детьми рифмованным текстам с целью их модификации.

Алгоритм мыслительных действий при составлении

Рифмованных текстов.

  1. Выбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий.
  2. Подбор рифмующихся между собой слов.
  3. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.

 


МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙ

  1. Выделение объектов, изображенных на картине.
  2. Установление взаимосвязей между объектами.
  3. Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).
  4. Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры).
  5. Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после).
  6. Описание местонахождения объектов на картине.
  7. Представление себя на картине в качестве одного из объектов.
  8. Поиски многозначности смысла сюжета картины.
  9. Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.
  10. Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.
  11. Составление рифмованных текстов по содержанию картины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - М., 1979.

2. Альтшуллер, Г.С. Крылья для Икара / Г.С. Альтшуллер, А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1980.

3. Гуткович, И.Я. Программа по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста / И.Я. Гуткович, И.М. Костракова, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 1994, - 65 с.

4. Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Симбирская книга, 2001. - 64 с.

5. «Золотой ключик» творческого мышления: сборник методических материалов ДОУ № 277 г. Самары / Под ред. Т.А. Сидорчук. - Челябинск, 2000. - 84 с.

6. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник научно – методических работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 138 с.

7. Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – Ульяновск, 2003. - 240 с.

8. Мурашковска, И.Н. Картинки без запинки / И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс. - Санкт-Петербург: ТРИЗ-ШАНС, 1995. - 39 с.

9. Нестеренко, А.А. Страна загадок / А.А. Нестеренко. - Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1995. - 27 с.

10. Сидорчук, Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста / Т.А. Сидорчук. - Ульяновск, 1991. - 52с.

11. Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович. - Ульяновск, 1995. – 44 с.

12. Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. – Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000. - 74 с.

13. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: