double arrow

Алгоритм мыслительных действий.



  1. Выбрать объект (героя) на картине.
  2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
  3. Войти в образ героя.
  4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
  5. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.

Этап. Смысловая характеристика картины.

Цель:развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл. Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовали пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания.

Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего.




Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.

Советы воспитателям.

  • На начальном этапе используется не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой.
  • На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение, для названия картины выбираются наиболее удачные.
  • На третьем этапе ребенок самостоятельно выбирает название картины, представленное в виде пословицы или поговорки.
  • Четвертый этап работы: ребенок составляет рассказ по сюжету картины согласно выбранной пословице или поговорке.
  • На заключительном этапе звучат разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названия пословиц или поговорок.

Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины:



  1. Выбор пословицы или поговорки.
  2. Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки.
  3. Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины.
  4. Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки.


Сейчас читают про: