Характеристика детских музыкальных инструментов

 

Наиболее многочисленная группа детских музыкальных инструментов – ударные. Среди них большинство инструментов шумовых, не имеющих звукоряда. Они обладают разнообразными тембрами: стучащий тембр у деревянных ложек, трещоток, кастаньет; звенящий – треугольник, тарелки, колокольчик, бубенцы, шархуны; шуршащий тембр у инструментов по типу погремушки – шейкеров, маракасов. Бубен и барабан обладают гулким, резонирующием звучанием. Имеют звукоряд металлофон и ксилофон. Они удобны тем, что не требуют настройки и сложных сочетаний действий при исполнении. Могут быть с диатоническим и хроматическим (двухрядные) звукорядом.

Из струнных инструментов в работе с дошкольниками используются только щипковые, на которых играют с помощью медиатора – цитра, гусли, цимбалы, арфа. Среди клавишных инструментов-игрушек – пианино, рояль. Клавишно-язычковые – аккордеон (с 20-ю клавишами, на котором играют только правой рукой). Среди духовых инструментов – разнообразные свистульки, гудки, дудочка (и другие инструменты по типу флейт), духовые гармоники (с клавишами).

Знакомство с инструментами начинается уже в раннем возрасте, в группе детей 2-3 лет для этого педагог использует инструменты, контрастные по звучанию, – например, дудочка и колокольчик, барабан и металлофон; сопровождает звучание марша игрой на бубне, барабане, ложках и др. Дети сами пробуют действовать к погремушкой и колокольчиком. Дети 3-4 лет сами пробуют играть на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с другими шумовыми инструментами. Уже в этой возрастепроводятся дидактические игры на различение тембров знакомых детям детских инструментов. С 4-5 лет начинается обучение игре на звуковысотных инструментах – в первую очередь на металлофоне и ксилофоне, цымбалах (цитре).

 

Методы и приемы обучения игре на детских музыкальных инструментах

Существует несколько способов обучения на звуковысотных музыкальных инструментах:

1. По нотам. Это трудоемкий способ и не все дети овладевают нотной грамотой в дошкольном возрасте. При использовании этого способа важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.

2. Цифровая и цветовая методики. Суть их в том, что за каждым звуком закрепляется знак – цветовой или цифра, и исполнение мелодии осуществляется с опорой на воспроизведение последовательностей из цифр или цветных знаков (кружочков и др.). Такой подход дает очень быстрый эффект – мелодия хорошо запоминается ребенком, но не происходит развития звуковысотного слуха, т.к. здесь велика роль механического воспроизведения.

3. Игра по слуху. Данный подход требует систематической работы по развитию представлений детей о высоте и длительности музыкальных звуков (используются соответствующие дидактические игры, музыкальная лесенка и др.) Данная методика предполагает расширение диапазона попевок, начиная с попевок на одном звуке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: