double arrow

Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы

Полноценное восприятие музыки состоится, если при его организации педагог,

- во-первых, учитывает закономерности самого процесса музыкального восприятия (от целостного к дифференцированному и вновь к целостному);

во- вторых, использует разнообразные методы и приемы, активизирующие восприятие.

В организации восприятия музыкального произведения, как правило, придерживаются следующих этапов:

1. Первичное восприятие музыки (целостное).

А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ, сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается название произведения и его автор.

Б) выразительное исполнение музыки (ТСО или живое звучание).

В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства выражены в музыке?», ―Каков характер музыки, ее настроение?‖ В ходе беседы могут использоваться (особенно с младшими дошкольниками) методы уподобления характеру звучания музыки: мимическое, тактильное, интонационное. Далее музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса ―О ком (о чем) рассказывает музыка?»

2. Повторное восприятие (дифференцированное).

А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием различных особенностей произведения (смена динамики, тембров, частей и др.). Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-двигательное, тембровое, цветовое; другие виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах, в которых не стоит цель выработки новых умений, а имеющиеся у детей навыки исполнения необходимы для более глубокой дифференциации восприятия, поддержания интереса детей;

Б) параллельно с исполнением фрагментов произведения - беседа о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка?»

3. Узнавание и осознанное восприятие (целостное):

А) узнавание произведения по отрывку;

Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной выразительности;

В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по принципу контраста либо сходства (по названию, жанру). Например, Э. Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля» и М.П. Мусоргский «Гном»; П.И. Чайковский «Баба Яга», А.К. Лядов «Баба Яга», М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»; Э. Григ «Утро» и М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Циклы «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: