Пение как вид детской музыкальной деятельности (один из видов исполнительства) занимает одно из ведущих мест в музыкально-эстетическом воспитании ребенка. Это связано с тем, что именно голос является первым инструментом, которым овладевает ребенок и уже в дошкольном возрасте достаточно умело может им пользоваться; пение оказывает влияние на развитие всего комплекса музыкальности (ладовысотный слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление и воображение); оказывает положительное влияние на нравственное и интеллектуальное развитие ребенка (в связи с раскрытием содержания текста), физическое развитие (укрепление голосовых связок, легких, развитие слуха).
Хоровое пение лежало в основе системы музыкального воспитания З. Кодая (50-ые годы 20 века). В учебной программе дошкольного образования (2012) раздел «Пение» выделен уже в группе второго раннего возраста (1-2 года).
Задачи певческой деятельности дошкольников:
1. Формирование певческих умений и навыков;
2. Развитие музыкальности;
3. Формирование интереса к музыкальной деятельности, эстетических чувств, предпочтений – компонентов музыкально-эстетического сознания;
Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников.
Особенности детского голоса и меры по его охране
Организация этого вида деятельности требует знания и учета особенностей детского голоса, позволяет развивать его, соблюдая меры по его охране.
Среди таких особенностей можно назвать:
- короткие и тонкие голосовые связки,
- малая емкость легких, неширокий диапазон (как правило, до трех лет - звуки ре1-соль1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2).
Основными мерами по охране певческого голоса дошкольника является:
- удерживание от громкого и длительного пения – не исполнять более 2-3 песен на занятии, 4-5 – на праздниках (в младшем возрасте 3);
- подбор песенного репертуара с соответствующим данному возрасту диапазоном;
- соблюдение гигиенических требований для помещения – не петь при температуре ниже 18 градусов и влажности более 40 процентов.
- необходимо удерживать детей от крика и визга, добиваться естественного тона разговора в любых условиях.
При обучении пению особое внимание уделяется формированию вокально- хоровых навыков дошкольников. Важно учить детей уже в раннем возрасте соблюдать певческую установку – правильное положение корпуса во время пения. Так, необходимо сидеть (при исполнении разученных песен – стоять) прямо (в 2-4 года опираясь на спинку стула, в 5-6 лет – не прислоняясь к ней), ноги располагаются под прямым углом к полу, руки – на коленях, голова – прямо.
В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие вокально-хоровые навыки:
- звукообразование (дети должны петь естественным высоким светлым звуком, образец такого пения должен демонстрировать и педагог;
- необходимо учить отрывистому образованию звука, что ближе для ребенка, а также протяжному пению – для того использовать специальные упражнения с большим количеством гласных, пение в среднем темпе); - дыхание (учить не брать дыхание в середине слов и фраз);
- дикция (учить четко произносить звуки, особенно согласные, в конце слов; этому помогают скороговорки, громкий шепот- в старшем возрасте);
- чистота интонации (как правило, координация между слухом и голосом у дошкольников еще слабая, поэтому необходимо показывать образцы чистого пения, петь в удобном диапазоне, больше использовать образцов без аккомпанемента, петь по подгруппам, использовать игровые задания на подражание, повторение интонаций и их транспонирование, уделять внимание фальшиво поющим – индивидуальный подход, рассадка детей во время пения);
- ансамбль – согласованное пение в унисон (использование дирижерского жеста, пения в небольших подгруппах).