Особенности организации учебной деятельности учащихся. Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 10 классе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 10 классе……………………………………………………………………………

1. Концепция курса

2. Планируемые результаты изучения предмета

3. Особенности организации учебной деятельности обучающихся

4. Методические рекомендации по педагогическому проектированию каждого модуля

5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

6. Методика оценки образовательных достижений обучающихся

Содержание курса..........................................................................................

Примерное тематическое планирование......................................................

Примерное поурочное планирование..........................................................

 

 

Введение

 

Данное методическое пособие поможет учителю спроектировать курс литературы в 10 классе. В основе проектирования курса лежит поиск оптимального сочетания предметного содержания и форм учебной деятельности школьников по его усвоению. Безусловно, в процессе проектирования курса необходимо учитывать особенности конкретной педагогической ситуации, ответственно и творчески и подходить к реализации принципа вариативности при отборе произведений для изучения.

В таблице представлены основные этапы проектирования и даны разъяснения для учителя.

 

Название проекта Курс литературы в 10 классе, реализуемый по программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Постановка проблемы Как эффективно организовать учебную деятельность учащихся для достижения планируемых результатов образования при изучении литературы в 10 классе?
Целевое назначение проекта Решить сформулированную выше проблему
Задачи проекта 1. Проанализировать конкретную педагогическую ситуацию, в частности, уровень достижения планируемых результатов изучения литературы в 9 классе (учитель). 2. Проанализировать содержание данного курса литературы и концептуальные методические идеи авторов УМК (материал представлен в настоящем пособии). 3. Соотнести научно-методические подходы авторов курса с возможностями и потребностями конкретных участников образовательного процесса (учитель).
Участники Учитель, ученики 10 класса, родители
Общий замысел Представленная в данном пособии модель курса является общим замыслом проекта
Деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации) Материал представлен подробно в настоящем пособии.
Ресурсное обеспечение   УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Ожидаемый результат   Материал представлен подробно в данном пособии в разделе «Планируемы результаты изучения предмета «Литература» и «Планируемые результаты изучения материалов раздела» (шестой столбец таблицы «Примерное поурочное планирование»)
Календарный план   Материал представлен подробно в данном пособии.

 

Основные принципы и подходы

К изучению курса «Литература» в 10 классе

 

Концепция курса

 

Методология курса литературы в 10 классе основана на принципах и подходах, сформулированных в Федеральных государственных образовательном стандартах общего образования, в Концепции преподавания русского языка и литературы, в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования.

В соответствии с указанными документами цель изучения литературы в старшей школе – формирование читательской культуры обучающихся.

Обратим внимание, что в современном образовательном процессе актуализируется цели и задачи освоения курса литературы, которые были достаточно подробно рассмотрены в традиционной российской методике преподавания литературы. К сожалению, в практике преподавания литературы реализации этих задач не всегда уделялось (и уделяется) должное внимание.

В методике преподавания литературы существуют разные подходы к определению и наполнению понятия «читательская культура».

По мнению И.С. Збарского, читательская культура представляет собой трехуровневую систему:

1) уровень читательского сознания, литературной эрудиции: практическое знакомство с художественными произведениями, приобретение необходимого круга знаний по теории и истории литературы, освоение логики анализа произведений в их родовой и жанровой специфике;

2) уровень читательских чувств, оценочных ориентаций: способность к восприятию конкретных произведений, эстетический вкус, то есть способность к оценке произведений искусства на основе осознанных критериев, и наличие литературно-эстетических идеалов личности;

3) уровень читательского поведения: выбор литературы, работа с ней, пропаганда книги, степень приобщения и творческой деятельности, уровень овладения переносом знаний, умений и навыков в сферу самостоятельного чтения.

В.Г. Маранцман утверждает, что критериями сформированности читательской культуры являются:

- активность и точность эмоциональной реакции;

- глубина осмысления художественного текста, конкретизация литературного образа в читательском воображении;

- способность эстетически оценивать форму произведения, видеть за художественным миром его автора.

Классики отечественной методики литературы, в частности Г.И. Беленький, всегда говорили о том, что обучение литературе – это работа учителя по обучению школьников читательской деятельности, которая предполагает развитие активного воображения школьников и культуру контекстного восприятия, эмоционально-эстетической отзывчивости на содержание и форму художественного произведения, способности эстетического суждения, овладение образным языком искусства слова и речевой культурой.

Таким образом, принципы преподавания литературы в старших классах, о которых будет сказано ниже, не являются чем-то привнесенным извне, они вытекают из особенностей данного учебного предмета и оптимальных путей его освоения школьниками.

К таким принципам и подходам относятся:

1) деятельностный подход, который предполагает организацию самостоятельной читательской деятельности обучающихся;

2) преемственность планируемых результатов, содержания и методов освоения учебного предмета «Литература» между основной и старшей школой;

3) модульный принцип построения программы; наличие в каждом тематическом модуле ключевых произведений русской литературы, а также списка для самостоятельного чтения и заданий к нему;

4) историко-хронологический принцип постижения литературного процесса реализуется путем изучения в рамках одного тематического блока произведений отдельного исторического периода.

2. Планируемые результаты изучения предмета [1]

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:

– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

– обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

– использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

– давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

– анализировать жанрово-родовой выбор автора: раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

– определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

– анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

– анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т. п.);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

– давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

– выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

– об историко-культурном подходе в литературоведении;

– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

– имена ведущих писателей, особенно значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имен героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Выпускник на углубленном уровне научится:

– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;

– в устной и письменной форме анализировать:

– конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;

– конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами

искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей,

философией, педагогикой и психологией и др.);

– несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как каждая версия интерпретирует исходный текст;

– ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:

– понятие об основных литературных направлениях, течениях,

ведущих литературных группах (умеет определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде не известном), знание о составе ведущих литературных групп или лагерей, литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, полемики сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии, символистов и футуристов и др.);

– знание имён и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;

– представление о значимости и актуальности произведений в

контексте эпохи их появления;

– знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;

– обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):

– давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

– выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

– опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;

– пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса в его динамике, в том числе современного;

– принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных формах (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.

Планируемые результаты изучения литературы в 10 классе конкретизированы применительно к каждому разделу программы (табл. с 49 – 95).

 

Особенности организации учебной деятельности учащихся

 

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования по литературе содержит указания на те виды учебной деятельности, которые учитель должен организовать на уроке:

- медленное чтение конкретных произведений на уроке;

- анализ художественного текста (определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения, жанрово-родовой принадлежности, особенностей; пространство и время в художественном произведении; роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов); предметный мир произведения; система образов персонажей; ключевые мотивы и образы произведения и др.);

- работа с научной и творческой интерпретацией произведений (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация; интерпретация литературного произведения другими видами искусства);

- самостоятельное чтение произведения;

- создание собственного текста в устной и письменной форме (краткий (устный и письменный) ответ на вопрос; сообщение о произведении, об авторе, об интерпретации произведения; мини-экскурсия, устная защита проекта; мини-сочинение; сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта и др.);

- работа с библиотечными, архивными, электронными ресурсами при анализе произведений.

Для организации указанных видов деятельности в данном учебно-методическом комплекте разработаны следующие виды заданий (учебных задач):

- перспективное задание перед каждым модулем;

- рефлексивное задание (в том числе, на самопроверку знания текста прочитанного произведения);

-система вопросов и заданий к фрагментам произведений;

- проблемный вопрос, требующий развёрнутого ответа;

- система заданий для сопоставительного анализа;

- задание для дискуссии, спора, обсуждения;

- исследовательское задание;

- система заданий для анализа биографических или мемуарных текстов;

- системазаданий для работы с текстом критической или литературоведческой статьи;

- задание для выступления с сообщением или докладом;

- литературная загадка;

- задание для работы со сложными видами текстов (смешанный текст, гипертекст и др.).

Данный учебно-методический комплекс продолжает и развивает методические принципы и подходы, положенные в основу УМК основной школы, которые полностью соответствуют идеологии ФГОС и получили одобрение в ходе апробации:

- системно-деятельностный подход в обучении литературе;

- содержание (перечень произведений и авторов) формируется на строго научной основе: включены произведения, имеющие фундаментальную литературоведческую проработанность и освоенные отечественной методикой преподавания литературы;

- методический аппарат, содержащий разные типы заданий, позволяет организовать разнообразные виды деятельности учащихся при освоении предмета;

- особое внимание уделяется систематическому поэтапному обучению анализу текста;

- содержание программы и специальные задания способствуют духовно-нравственному развитию школьников;

- все задания позволяют сформировать коммуникативную компетенцию учащихся;

- включены теоретические и практические материалы, позволяющие обучать школьников исследовательской и проектной деятельности.

Данный УМК позволяет оптимизировать деятельность учителя: в 10-11 классах продолжается реализация принципа «задания с избытком», который даёт возможность учителю проектировать и моделировать урок с учётом конкретной педагогической ситуации без привлечения дополнительного материала.

Вариативность и «избыточность» методических материалов УМК позволяет использовать его как на базовом, так и на углублённом уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: