Методические рекомендации по педагогическому проектированию каждого раздела курса

Литература как искусство слова

Обратим внимание учителя на большую роль рефлексивных заданий в учебнике 9 класса. Это неслучайно. Литература в 9 класса – это своеобразное обобщение изученного ранее, проверка сформированности необходимых компетенций. Учащиеся уже владеют рефлексивными умениями, этому способствовало выполнение соответствующих заданий в 5 – 8 классах. Однако именно в 9 классе рефлексия становится обязательным условием развития ученика.

Поэтому обязательно тщательно выполняем предтекстовое задание на стр. 5.

В системе послетекстовых заданий выделим задание 1 (рефлексия) и задание 5, предполагающее выбор учащимися формы выполнения задания. От того, насколько серьёзно уже в самом начале курса литературы 9 класса учитель отнесётся именно к этим заданиям, будет зависеть эффективность достижения необходимых планируемых результатов обучения.

Предостережём учителя от попытки «выучить» вместе с учениками содержание параграфа. Задача данного текста – ввести в проблему, очертить круг тем, которые будут рассматриваться дальше, и т.д. Хорошо, если к материалам данного параграфа учащиеся будут возвращаться в ходе освоения курса литературы 9 класса.

Античная литература

В учебнике 9 класса представлено два типа предтекстовых заданий. Первое задание предполагает актуализацию изученного ранее. Учащиеся с удивлением обнаружат, что очень много произведений античной литературы или произведений, созданных на основе античной литературы, они уже знают (басни Эзопа, басни Крылова – 5кл., «Прометей» Байрона – 6 кл., «Илиада», «Одиссея» Гомера, «Прометей прикованный» Эсхила, «Арион» Пушкина – 7 кл.). Необходимо подвести учащихся к выводу (который они сделают самостоятельно) о том, что античная литература – это та культурная основа, на которой выросла вся мировая литература. Учителю следует тщательно продумать организацию учебной деятельности учащихся при выполнении данного задания. Возможно, учитель предложит его на дом, а может быть, создаст соответствующее информационное пространство на уроке. В любом случае необходимо, потратив минимум учебного времени, получить качественный результат.

Второй тип заданий – задание дискуссионного характера. Ситуации берутся нами из реальной жизни. К проведению дискуссии и участию в ней школьники готовились, работая по данному учебнику в 5 – 8 классах. Может быть, целесообразно в данном случае переставить задания местами. Тогда, возможно, вывод из первого вопроса поможет разрешить противоречие, обозначенное во втором.

Работая над теоретическим материалом учебника, категорически не следует его заучивать. Целесообразно систематизировать его в таблице (задание 3 на стр. 12) и использовать эту таблицу в течение всего периода изучения данного раздела.

Очень важно остановиться на пространственных (работаем с картами) и временных границах периода. Как правило, именно пространственно-временная ориентация школьников при изучении истории и культуры оказывается не сформированной.

Особое внимание – работе с многочисленными иллюстрациями.

Не пропустим задание 5 на стр. 26. Подведение итогов в виде подбора ассоциаций очень продуктивно, однако его не следует оценивать отметкой.

Впервые за последние десятилетия в методике литературы мы будем анализировать «Памятники» Ломоносова, Державина и Пушкина не просто декларируя их связь с одой Горация, а рассмотрев предварительно текст Горация.

Средневековая литература

Не останавливаясь подробно на двух предтекстовых заданиях к разделу (см. выше), подчеркнем лишь их обязательность и необходимость продуманной организации времени и действий школьников при их выполнении.

Очевидно, что комедия Данте сложна для восприятия девятиклассниками. Однако не надо требовать от всех школьников максимального погружения в текст, безусловного его понимания. Необходимо, чтобы чтение комедии оставило мощный образно-эмоциональный след в сознании учеников, чтобы они восприняли образно-композиционную структуру, пафос произведения (на это ориентированы вопросы на стр. 78). Эту задачу помогают решить и многочисленные иллюстрации (задания к ним см. на стр. 78). Возможно, отдельные фрагменты комедии учитель прочитает вслух сам, усилив таким образом эмоциональное воздействие текста. Обязательно работаем с постраничными сносками.

Так или иначе, приступая далее к изучению «Мёртвых душ», ученик не просто примет на веру (как это сложилось в методической традиции), что писатель ориентировался в своём замысле на поэму Данте, а осознает глубину этого замысла и тех идей, которые воплощены в произведении Гоголя.

Данный раздел учебника позволяет воссоздать тот культурный контекст, в котором в русской литературе появилось «Слово о полку Игореве».

Обратим внимание на аннотации перед каждой частью «Слова», которые облегчают восприятие текста.

В ходе изучения «Слова» продолжается работа над обучением конспектированию (статья Д.С. Лихачёва). Ни в коем случае не подменяем задания учебника заданием законспектировать текст статьи.

Западноевропейская литература XIV – XVIII вв.

При изучении данного раздела актуальны все те методические указания, которые были приведены выше.

Логика анализа новелл «Декамерона» приведена в последовательности тринадцати заданий на стр.163 – 164. Возможно, часть этих заданий учитель предложит в качестве индивидуальных заданий с предварительной подготовкой дома и организует на уроке мини-конференцию.

В этом случае не забываем о тех универсальных учебных действиях, которые формировались и развивались у учащихся на протяжении предыдущих лет работы по данному УМК (см. методика обучения устному ответу, докладу, участию в конференции).

При изучении трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» в качестве центрального вопроса урока может быть вопрос 2 на с. 213. Он задаёт соответствующий тексту Шекспира масштаб размышления и переживания. Очень важно, чтобы учащиеся прочувствовали трагический пафос произведения, ни в коем случае нельзя «засушить» урок, даже если изображённое драматургом кажется современному школьнику «ненастоящим» и не заслуживающим переживаний. Именно Шекспир является той эталонной мерой, с помощью которой измеряется уровень трагизма всех последующих произведений.

Сопоставим «Ромео и Джульетту» с уже известным нам 66 сонетом. Увидим в этих произведениях идею любви как высшей человеческой ценности.

 

 

Русская литература XVIII в.

В учебнике представлен очень подробный теоретический материал и даны задания с «избытком».

Затруднения учителя может вызвать организация деятельности школьников в условиях ограниченного учебного времени. В данном случае помогут задания, актуализирующие знания учащихся (стр. 172, задание 4 стр. 174, стр. 177, задание 1 стр. 194, стр. 215). Это могут быть индивидуальные задания (см. комментарии выше), результаты выполнения которых учащиеся представят в форме конференции.

Кроме того, статья П.Я Вяземского, которая предложена для изучения и конспектирования, может стать основой для сопоставления творчества Ломоносова и Державина. В таком случае класс делится на две группы исследователей, организуется самостоятельная работа школьников по материалам и заданиям учебника, а результаты этой деятельности представляются в форме дискуссии на тему, определённую заданием на стр. 240.

Западноевропейская литература к. XVIII –н. XIX в.

В данном разделе речь идёт о возникновении и развитии романтизма в западноевропейской литературе. Эти знания будут применены учащимися при рассмотрении произведений русских писателей, активно использовавших традиции европейского романтизма.

Вспомним вместе с учащимися, что в 6 классе достаточно подробно изучалось творчество Байрона – «поэта, философа, бунтаря». Уже тогда мы говорили о связи творчества Байрона и русских поэтов. Так вслед за Байроном, который часто пользовался пятистопным нерифмованным ямбом, Жуковский ввел этот размер и в русскую поэзию. К этому размеру прибегал юный Лермонтов в своих подражаниях английскому поэту. Пушкин берет первые две строки из стихотворения Байрона «Прости» в качестве эпиграфа к восьмой, последней главе романа «Евгений Онегин»: Прости! И если так судьбою //Нам суждено – навек прости! (пер. Ивана Козлова). Создавая роман в стихах «Евгений Онегин», Пушкин опирался на поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» и «Дон Жуан». Творчество Байрона стало одним из основных источников для Пушкина и Лермонтова в разработке самой важной темы первых десятилетий XIX века – темы героя времени, то есть нового человека.

Особое внимание уделим влиянию Байрона на Лермонтова. Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой...» чётко отмечает тот момент, когда Лермонтов осознал себя самостоятельным поэтом. Восемнадцатилетний поэт начинает стихотворение со слова «нет». Это слово выражает итог, несмотря на юный возраст поэта, его долгой поэтической деятельности и размышления над природой своего таланта. Две основные идеи выражают непохожесть поэтического пути и судьбы Лермонтова на Байрона: русская душа поэта и ее непостижимость. Так поэт провозглашает национальный характер своей поэзии. В конце стихотворения звучит смелая, свойственная молодости, мысль, что тайн русской души поэта не может знать никто, кроме Бога и самого поэта: «Я – или Бог – или никто!»

В учебнике представлен очень подробный теоретический материал и даны задания с «избытком».

Русская литература XIX в.

В.А. Жуковский

При изучении творчества Жуковского обратим особое внимание на разработку им жанра элегии. Этот жанр оказался чрезвычайно востребованным в русской поэзии дальше, возможно потому, что Жуковскому удалось воссоздать в элегии подлинно творческое, поэтическое настроение – настроении грустного размышления. Многие стихотворения Пушкина имеют в своей основе элегический жанр и элегическое настроение.

Представленный в данном разделе теоретический материал – это, по сути, образцы анализа лирического текста. Они предлагают школьникам не только конкретное содержание, но демонстрируют путь осмысленного чтения, интерпретации, анализа поэтического текста. Учителю следует привлечь учащихся именно к этому аспекту материалов учебника. Например, рассмотрим вместе с учениками, что авторы не просто перечисляют изобразительные средства в стихотворении или определяют его размер, а используют данные материалы наблюдений для постижения смысла стихотворения, объясняют цель их использования в тексте (см., например, стр. 19-20 и др.). Напомним, что именно работа с образцами является средством обучения деятельности и инкультурации школьников.

На стр. 21 представлена система вопросов, организующих рефлексивную деятельность учащихся. Эти вопросы нельзя игнорировать. Однако учитель должен продумать форму выполнения данных заданий (применить принципы личностно-ориентированного обучения): письменно или устно, публично или приватно (например, с помощью индивидуального для каждого школьника читательского дневника).

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

Комедия хорошо освоена методикой преподавания литературы.

Предостережем учителя от рутинного её изучения, обратим внимание на неоднозначность образов героев, на возможность вариантов интерпретации, на современность звучания главных проблем и пр. Поэтому выделим проблемные вопросы 1 – 10 на стр. 29, 1 – 3 на стр. 59. Работу над ними можно организовать как традиционно (обсуждение в ходе урока), так и с использованием современных активных методов обучения (конференция, дискуссия, «мозговой штурм», кластерный метод, самостоятельная работа в рамках урока-исследования и пр.).

Комедия даёт прекрасный материал для работы над понятием «система образов» (задания 1 – 6 стр. 55).

А.С. Пушкин

Творчество Пушкина в 9 классе данного УМК рассматривается подробно и разносторонне. Представлены разные жанры: лирические стихотворения, драма, поэма, повесть, роман в стихах. Безусловно, это требует от учителя очень продуманного проектирования изучения раздела. Обязательными подходами будем считать следующие:

- предварительное домашнее чтение произведений учащимися;

- при изучении поэмы «Цыганы», повести «Пиковая дама» из заданий учебника, данных «с избытком», выбираем несколько ключевых, позволяющих сосредоточится на главном: на идее о «страстях роковых» и на поиске пути обретения гармонии. Именно в такой логике следует рассматривать произведения Пушкина, включённые в программу. Это могут быть задания 2, 4, 5 на стр.55, задания 2, 3, 4 на стр. 65, задания 2, 4, 6, 9, 10 на стр. 71 – 72;

- распределение индивидуальных или парных заданий с возможностью осуществить предварительную подготовку;

- варьирование форм выполнения заданий (письменно или устно);

- использование активных форм и методов обучения: конференций, круглых столов, «мозгового штурма», дискуссий.

В анализе лирики Пушкина следуем логике учебника. Главные проблемы всех стихотворений Пушкина, рассматриваемых в 9 классе: в чём сущность поэзии, каково назначение поэзии и какова роль поэта в мире и обществе. Задания учебника помогают увидеть эти проблемы даже в стихотворениях, казалось бы, созданных на иные темы («Узник», «Туча», «Осень»). Текст статей учебника является образцом (воплощённой в реальность моделью) анализа лирического произведения. Проследим вместе с учащимися, как строят анализ произведений авторы, как проводят наблюдение над тестом, как делают обобщения.

Методика изучения «Евгения Онегина» разработана в отечественной теории и практике преподавания литературы очень обстоятельно и подробно. В данном случае считаем необходимым предостеречь учителя от излишнего академизма в изучении романа. Помним, что это «небрежный плод моих забав», «собранье пёстрых глав». Поэтому в учебнике предложено много

проблемных и дискуссионных заданий.

Методический подход к изучению романа, предложенный в данном УМК, следующий: чтение романа учащимися и работа с прочитанным текстом (вопросы на стр.80) углубление анализа, выход на новые герменевтические круги, на новые уровни осмысления текста (в учебнике подробно и последовательно рассматриваются проблемы: «Своеобразие жанра романа»; «Сюжет и композиция романа», «Историческая основа и проблематика романа»,«Тема русской хандры в романе», «Язык и стиль романа»; каждый из параграфов сопровождается системой заданий для учащихся). Мастерство учителя, полагаем, должно состоять в том, чтобы на первом этапе изучения романа, при ответах на вопросы на стр. 80, не расставить раз и навсегда правильные акценты, напротив, в ответах учащихся следует отметить ошибки, неточности, неполноту. Хорошо, если сами учащиеся осознАют трудности чтения и понимания романа, выделят возникшие познавательные противоречия, спорные, дискуссионные трактовки и т.д. Очень важно, чтобы в завершении изучения романаприответена вопрос на стр. 109 (Возникло ли у вас желание перечитать роман «Евгений Онегин» или отдельные его части? Дайте развернутый ответ.) ученики дали положительный ответ и раскрыли те аспекты романа, которые действительно вызвали у каждого из них читательский интерес. В таком случае учитель может быть уверен в эффективности проведённых уроков.

М.Ю. Лермонтов

При изучении творчества Лермонтова в УМК реализован тот же методический принцип, который подробно рассматривался выше в связи с изучением творчества Пушкина. Суть этого подхода в воссоздании «естественного» процесса читательской деятельности: первоначальное восприятие и понимание произведения с опорой на уже сформированные компетенции (этот этап деятельности организуется с помощью заданий на стр. 150 – 151) и дальнейшее углубление в текст – его исследование или интерпретация – с опорой на теоретический материал учебника и дополнительные задания, сопровождающие этот материал.

Роман Лермонтова, как правило, интересен девятиклассникам, поэтому не задаём вопроса о желании вернуться к его повторному чтению, а закончим изучение вопросами-загадками, вопросами-парадоксами. Например:

Известен факт: никаких документальных свидетельств (ни писем, ни воспоминаний) о замысле романа и работе над ним Лермонтова. О чём может говорить этот факт? Нет ли здесь связи с «пренебрежительным» отношением Печорина к своим запискам?

«Эта старая книга всегда будет нова...» Кому может принадлежать эта оценка романа? (В.Г. Белинскому)

Н.В. Гоголь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: