М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»

Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов – ровесник века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова.

А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор»

Жизненная и нравственная основа рассказа. Проблема национального характера. Мотив праведничества. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции.

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик»

Особенности героя Шукшина. Проблематика рассказа. Традиции русской литературы в творчестве Шукшина.

Ф.А.Искандер «Кролики и удавы»

Социально-философская сказка. Сатирическая основа. Аллегорический смысл. Проблема власти и рабства.

 

 

Примерное тематическое планирование

 

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 9 классе — 105 ч.

 

Полугодие Название раздела Количество часов
    I Литература как искусство слова  
Античная литература  
Средневековая литература  
Западноевропейская литература XIV – XVIII вв.  
Русская литература XVIII в.  
Западноевропейская литература к. XVIII –н. XIX в.  
Русская литература XIX века (58ч)
Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX в.  
В.А. Жуковский  
А.С. Грибоедов  
А.С. Пушкин  
Поэты пушкинской поры  
Подготовка, написание и анализ сочинения  
Диагностическая работа. Анализ работы  
  II М.Ю. Лермонтов  
Н.В. Гоголь  
Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века  
И.С. Тургенев  
Ф.И. Тютчев  
А.А. Фет  
Н.А. Некрасов  
Русская литература XX века  
Подготовка, написание и анализ сочинения  
Диагностическая работа. Анализ работы  

 

Примерное поурочное планирование

         
№ урока Тема Содержание урока Основные виды деятельности учащихся Планируемые результаты изучения материалов раздела
  Литература как искусство слова   Понятие о литературном процессе. Основные этапы развития мировой литературы. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. Учащиеся знают: понятия «литература» и «фольклор»; умеют: читать учебно-научный текст; соотносить содержание информации со своими знаниями, интересами, возможностями; отбирать и систематизировать информацию; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.
Античная литература (3 ч)
  Жанры античной литературы Актуализация изученного ранее. Понятие об античной литературе. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Составление таблицы. Рефлексия. Участие в дискуссии. Учащиеся знают: территориальные и временные границы существования античной литературы; основные этапы развития античной литературы; имена и произведения выдающихся античных писателей, философов, ораторов; умеют: объяснять значение античной литературы для последующей русской и зарубежной литературы; выразительно читать стихотворения и фрагменты эпических произведений; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.
  Гай Валерий Катулл. Лирика     Слово о писателе. Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы. Рефлексия.
  Квинт Гораций Флакк. Стихотворение «Памятник» Слово о писателе. Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы. Создание собственных речевых произведений. Рефлексия.
Средневековая литература (7 ч)
5 – 6 Средневековая литература в Европе Средневековье в Европе и на Руси. Актуализация изученного ранее. Понятие о древнерусской литературе. Основные жанры древнерусской литературы. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. Участие в дискуссии. Учащиеся знают: исторические предпосылки появления средневековой литературы, временные границы ее существования; основные этапы развития средневековой литературы; имена и произведения выдающихся писателей средневековья; место древнерусской литературы в истории средневековой литературы; историческую основу, идейное содержание, художественные особенности, проблему автора «Слова о полку Игореве»; умеют: объяснять значение литературы средневековья для последующей русской и зарубежной литературы; аллегорический смысл «Божественной комедии» Данте; идейное содержание «Слова о полку Игореве» в его связи с исторической обстановкой; историческое значение «Слова о полку Игореве»; выразительно читать стихотворения и фрагменты эпических произведений; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; конспектирования и реферирования; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.
7 – 8 Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV. «Чистилище»; («Рай». Песнь XXXI) Слово о писателе. «Божественная комедия» как произведение позднего средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Смысл композиции. Художественные особенности произведения. Чтение и восприятие литературного произведения. Работа с постраничными сносками. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
9 – 11 «Слово о полку Игореве» Историческая основа «Слово…» как выдающийся памятник древнерусской литературы. Историческая основа. Своеобразие жанра. Связь с фольклором. Сюжет и композиция. Система образов. Пафос «Слова…». Художественный язык произведения. Чтение и восприятие текста произведения древнерусской литературы. Выразительное чтение фрагментов произведения. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения работа с постраничными сносками. Выделение смысловых частей художественного текста. Характеристика героев произведения. Формулирование идеи произведения. Устные ответы на вопросы. Создание письменного развёрнутого ответа на вопрос. Конспектирование литературоведческой статьи. Проведение дискуссии.
Западноевропейская литература XIV – XVIII веков (4ч)
    Литература эпохи Возрождения   Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. Учащиеся знают: основные идеи эпохи Возрождения; основные периоды развития литературы Возрождения; имена и произведения выдающихся писателей Возрождения; основные идеи Просвещения; имена и произведения выдающихся просветителей; истоки сентиментализма; умеют: объяснять значение литературы Возрождения для последующей русской и зарубежной литературы; значение литературы Просвещения для последующей русской и зарубежной литературы; выразительно читать стихотворения и фрагменты эпических произведений; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.
    Джованни Боккаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый») Жанр новеллы. Тематика. Связь с фольклором. Символика образов. Назидательный пафос. Чтение и восприятие литературного произведения. Работа с постраничными сносками. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Объяснение аллегорического смысла произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Рефлексия.
  У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»     Слово о писателе. Жанр трагедии. Понятие о трагическом конфликте. Любовь и вражда в мире. Образы главных героев. Смысл трагического финала. Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Рефлексия.
  И.В.Гёте. Роман «Страдания юного Вертера» Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути. Чтение и восприятие литературного произведения. Работа с постраничными сносками. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение авторской позиции. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Рефлексия.
Русская литература XVIII века (7ч)
16 -- 17 Русская литература XVIII века   Актуализация изученного ранее. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы нового времени в России. Специфика литературы нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII в. (классицизм, сентиментализм). Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Рефлексия. Учащиеся знают: основные отличия литературы Нового времени от древнерусской литературы; основные направления русской литературыXVIII века; имена и произведения выдающихся русских писателей XVIII века; основные положения «теории трёх штилей» М.В. Ломоносова; идейно-художественные особенности од Ломоносова и Державина, проблематику и нравоучительный смысл басен Крылова; умеют: объяснять значение русской литературы XVIII века для последующей русской литературы; вклад Ломоносова в развитие русской литературы; вклад Державина в развитие русской литературы; вклад В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в развитие русского стиха; вклад И.А. Крылова в развитие русской сатирической литературы; выразительно читать стихотворения и фрагменты эпических произведений; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; конспектирования и реферирования; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.
18-- 19 М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты); «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Слово о писателе. Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория 3 стилей). Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды.   Выразительное чтение од. Работа с постраничными сносками. Анализ лирического произведения. Выявление проблематики и идеи произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Рефлексия.
20- 21 Г.Р.Державин. Стихотворение «Фелица», «Памятник»   Слово о писателе. Своеобразие жанра оды у Державина. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII – начала XIX века. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение од. Анализ лирического произведения. Выявление проблематики и идеи произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Конспектирование литературоведческой статьи. Рефлексия.
  И.А. Крылов. Басни «Разборчивая невеста», «Квартет», «Листы и корни», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Кошка и Соловей», «Бедный богач», «Лев и Мышь» Слово о писателе. Актуализация изученного ранее. Основные темы басен Крылова. Аллегорические образы. Сатирические приёмы. Народность басен Крылова. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Выразительное чтение басен. Анализ басен. Выявление проблематики и нравоучительного смысла басен. Выявление сатирических приёмов в текстах басен. Сопоставление героев. Устные ответы на вопросы. Рефлексия.
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века (6ч)
  Европейская литература конца XVIII – начала XIX века. Стили и направления. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Рефлексия. Учащиеся знают: исторические, философские, культурологические истоки возникновения романтизма; содержательные и художественные особенности произведений романтизма; содержание, основные идеи, героев, художественные особенности произведений Гёте, Шиллера, Байрона; умеют: объяснять значение произведений западноевропейского романтизма для последующей русской и зарубежной литературы; выразительно читать стихотворения и фрагменты эпических произведений; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.
24 – 25 И.В.Гёте. Слово о писателе. Трагедия «Фауст» (Пролог на небесах. Часть I, сцены 1, 3, 4, 8, Часть I, сцены 12, 16, 25. Часть II, действие 5) Роль творчества Гёте в мировой литературе. Фольклорная легенда в основе сюжета. Сюжет и композиция. Философская проблематика. Система образов.   Чтение и восприятие литературного произведения. Работа с постраничными сносками. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.Рефлексия.
  Ф.Шиллер. Драма «Разбойники» Особенности жанра. Конфликт. Проблема человеческого порока. Образы героев. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Рефлексия.
27—28 Дж. Г. Байрон. Слово о писателе. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Проблема героя   Актуализация изученного ранее. Место Байрона в развитии европейского романтизма. Проблема героя времени в произведениях романтизма. Своеобразие жанра и композиции. Образ автора. Поэтический мир произведения. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героя. Рефлексия.  
      Сочинение     Темы по выбору учащегося:   1. Поиск героем смысла жизни (на примере…).   2. Истинные и ложные человеческие ценности (на примере…).   3. Конфликт личности и общества (на примере…).   Темы раскрываются на материале не менее двухпроизведений, рассмотренных в разделах: «Античная литература»; «Средневековая литература»; «Западноевропейская литература XIV – XVIII вв.»; «Русская литература XVIII в.»; «Западноевропейская литература к. XVIII – н. XIX в.». Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над     сочинением.   Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом
    Создание письменного развёрнутого ответа; редактирование написанного    
 
  Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность.
Русская литература XIX века (58ч)
  Русская литература первой половины XIX века Актуализация изученного ранее. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX в. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Рефлексия. Учащиеся знают: основные закономерности развития русской литературы первой половины XIX века; содержательные и художественные особенности произведений романтизма; основные идеи, художественные особенности произведений Жуковского; признаки элегии как жанра лирики; умеют: объяснять значение романтизма для последующей русской литературы; значение творчества Жуковского для последующей русской литературы; выразительно читать стихотворения; анализировать лирические произведения; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.
  В.А.Жуковский. Стихотворения «Вечер», «Невыразимое», «Море»   Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Жуковский как первый представитель романтизма в русской литературе. Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Рефлексия.    
35-39 А.С. Грибоедов «Горе от ума». Слово о писателе. Система персонажей. Основной конфликт произведения Проблема жанра и стиля. Язык и стих комедии. Способы создания характеров героев. Проблема ума и безумия. Традиции и новаторство. А.С.Пушкин и И.А.Гончаров о комедии. Восприятие текста драматического произведения. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Выразительное чтение произведения. Инсценирование. Устные ответы на вопросы. Характеристика проблематики и конфликта пьесы. Нахождение черт классицизма, романтизма, реализма в пьесе. Характеристика героя. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ произведения. Анализ драматического произведения с учётом его жанрово-родовой специфики. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
40—42 А.С. Пушкин Стихотворения «Узник», «Туча», «Осень», «Два чувства дивно близки нам…», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Актуализация изученного ранее. Тема свободы личности и свободы творчества. Природа и жизнь человека. Тема поэта и поэзии. Источник творческого вдохновения. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Рефлексия.     Учащиеся знают: основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина; основные мотивы лирики Пушкина; особенности воплощения темы поэта и поэзии в лирике Пушкина; признаки сонета как поэтической формы; значение романтизма в творчестве Пушкина; содержание, основные идеи, героев, художественные особенности произведений Пушкина; понятие «онегинская строфа»; особенности жанра «Евгения Онегина»; умеют: объяснять значение творчества Пушкина в русской и мировой литературе; выразительно читать стихотворения; анализировать лирические произведения; сопоставлять лирические произведения близкой тематики; анализировать эпические произведения; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять произведения схожей тематики; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.
  А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы»   «Цыганы» как романтическая поэма. Своеобразие романтизма Пушкина. Проблема героя. Образ автора. Поэтический мир произведения. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героя. Сопоставление героев. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
  А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Художественное своеобразие. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
  А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел и история создания История создания романа. Своеобразие жанра (единство эпического и лирического в романе). Историческая основа романа. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Участие в дискуссии. Рефлексия.
  А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» -- «энциклопедия русской жизни» Особенности сюжета и композиции. Энциклопедичность. Проблематика романа. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Анализ лирических отступлений. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Участие в дискуссии. Рефлексия.  
  А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Герои романа Евгений Онегин как герой времени. Система образов. Специфика образа автора. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов. Устные ответы на вопросы. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Участие в дискуссии. Рефлексия.  
  А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Художественное своеобразие романа Язык и стиль романа. Онегинская строфа как минимальная композиционная и ритмико-смысловая единица произведения. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов. Устные ответы на вопросы. Определение художественных особенностей произведения. Анализ лирических отступлений. Сопоставительный анализ писем героев. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.  
      Сочинение       Темы по выбору учащегося   1. Тема преступления и наказания в произведениях А.С. Пушкина. 2. Образ человека-творца в произведениях А.С. Пушкина. 3. «И от судеб спасенья нет…»? Человек и судьба в произведениях А.С. Пушкина.     Темы раскрываются на материале не менее двухпроизведений разных жанров, рассмотренных в данном разделе.   Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом
    Создание письменного развёрнутого ответа; редактирование написанного
   
  Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность.
53 – 54 Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков. Стихотворение «Разлука». Д.В.Давыдов. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок». Е.А.Боратынский. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок». А.А. Дельвиг. Стихотворения «Русская песня» («Соловей»), «Н.М. Языкову». Развитие пушкинских традиций в лирике. Жанры элегии, баллады, послания. Возникновение жанра думы как особого жанра гражданской лирики. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Рефлексия.    
      Диагностическая работа   Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета «Литература»
 
  В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку
58 – 59 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Смерть поэта», «Пророк», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу» Духовная основа лирики. Тема поэта и поэзии. Поэтический мир стихотворений. Одиночество, смирение, надежды в лирике Лермонтова. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Устные ответы на вопросы. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия. Учащиеся знают: основные темы лирики М.Ю. Лермонтова; содержание, основные идеи, героев, художественные особенности поэмы «Мцыри» и романа «Герой нашего времени»; содержание понятия «лермонтовский герой»; умеют: объяснять значение творчества Лермонтова в русской литературе; особенности композиции романа «Герой нашего времени»; выявлять и интерпретировать черты романтизма в творчестве Лермонтова; сопоставлять лирику Пушкина и Лермонтова; выразительно читать стихотворения; анализировать лирические произведения; сопоставлять лирические произведения близкой тематики; анализировать эпическое произведение; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.  
60 – 61 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» как произведение романтизма   Поэма «Мцыри» как вершина позднего романтизма. Философская проблематика поэмы. Проблема выбора как духовная и жизненная основа произведения. Образ главного героя. Сюжет и композиция. Система образов. Природа в произведении. Поэтический мир произведения. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устные ответы на вопросы. Определение основных идей и художественных особенностей произведения. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
  М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Особенность сюжета и композиции История создания. Особенности сюжета и композиции. Сюжетные источники произведения. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Рефлексия.
  М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Герои-рассказчики в романе Особенности сюжета и композиции. Система повествователей. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Рефлексия.
  М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Особенности жанра Своеобразие жанра. Стилевое многообразие. Единство эпического, лирического и драматического в романе. Принцип циклизации повестей. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
  М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Своеобразие героя Проблема героя времени (традиция и новаторство). Система персонажей. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Характеристика героев. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
  М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Художественное новаторство Лермонтова Специфика изображения русской действительности в романе. Мастерство Лермонтова-прозаика. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
67 – 69 Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Замысел комедии. Жанр общественной комедии (традиции и новаторство). Образ уездного города и образ Петербурга в пьесе. Своеобразие смеха (виды комического и приёмы комизма). Особенности конфликта. Композиция как способ выражения авторской идеи. Страх и любопытство как движущая сила развития конфликта. «Миры» «Ревизора» (преступный, миражный, истинный). Система персонажей. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение драматического произведения по ролям. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. Учащиеся знают: основные темы творчества Н.В. Гоголя; содержание, основные идеи, героев, художественные особенности произведений Н. В. Гоголя; содержание понятий «маленький человек»; «галерея мёртвых душ»; умеют: объяснять значение творчества Гоголя в русской литературе; роль фантастических элементов в произведениях Гоголя; роль лирических отступлений в «Мёртвых душах»; особенности жанра «Мёртвых душ»; анализировать лиро-эпическое произведение; анализировать драматическое произведение; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; выявлять средства сатирического изображения; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.  
  Н.В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». Замысел произведения История создания произведения. Эволюция замысла и воплощения. Сюжетная основа произведения. Чтение и восприятие литературного произведения. Чтение и восприятие литературного произведения. Выразительное чтение драматического произведения по ролям. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
  Н.В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». Особенности жанра Проблема жанра. Эпическое и лирическое в поэме. Особенности композиции, значение внесюжетных элементов. Комическое в поэме. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. художественных особенностей произведения. Участие в дискуссии. Рефлексия.
  Н.В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». Герои поэмы Главные герои поэмы (Россия – автор – Чичиков). Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Роль детали в создании образов. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Характеристика героев. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
  Н.В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». Автор и авторская позиция Лирические отступления в поэме Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление авторской позиции. Участие в дискуссии. Рефлексия.
  Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Смысл названия Смысл названия поэмы. Своеобразие авторского пафоса. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
  Н.В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». Художественное своеобразие Особенности повествовательной манеры Гоголя. Мотив дороги и пути в поэме. Язык и стиль. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Определение художественных особенностей произведения. Рефлексия.
    Сочинение   Темы по выбору учащегося   1. Мотив дороги в творчестве М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя.   2. Портрет как средство характеристики героя в произведениях М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя.   3. Нравственно- философские проблемы в творчестве М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя.   Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом.
  Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного  
   
    Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность.
80– 81 Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века Актуализация изученного ранее. Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. Учащиеся знают: основные особенности русской литературы второй половины XIX века; имена и произведения выдающихся русских писателей второй половины XIX века; умеют: объяснять значение русской литературы второй половины XIX века для последующей русской литературы; выразительно читать стихотворения; анализировать лирические произведения; сопоставлять произведения схожей тематики; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; конспектирования и реферирования; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.  
82 – 83 И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача» Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева.   Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей стихотворения в прозе. Выявление проблематики и идеи произведения. Устные ответы на вопросы. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.
84 – 85 Ф.И.Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Философская лирика Тютчева. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Устные ответы на вопросы. Конспектирование литературоведческой статьи. Рефлексия.
86 – 87 А.А.Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди» «Вечер», «Учись у них, у дуба, у берёзы…» Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Устные ответы на вопросы. Рефлексия.
88 – 89 Н.А.Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей» Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Народная тема. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения. Выявление художественных особенностей произведений. Сопоставление лирических произведений близкой тематики. Устные ответы на вопросы. Рефлексия.
Русская литература XX века (10ч)
  Развитие русской литературы в XX веке. Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Рефлексия. Учащиеся знают: основные периоды развития русской литературы XX века; связь литературы ХХ века с общественной и политической жизнью; понятия «серебряный век», «социалистический реализм»; имена и произведения выдающихся русских писателей XX века; умеют: объяснять востребованность жанров лирики в русской литературе XX века; причину возрождения эпических жанров в 1920-е годы; анализировать эпические произведения; характеризовать героев; определять авторскую позицию; сопоставлять героев одного произведения; сопоставлять героев разных произведений; выявлять средства сатирического изображения; владеют: приёмами изучающего чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; доказательства, сравнения, анализа, обобщения; конспектирования и реферирования; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.  
  М.А.Горький. Рассказ «Макар Чудра». Актуализация изученного ранее. Слово о писателе. Стиль ранних рассказов Горького. Особенности конфликта. Отражение современной действительности в рассказах. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Конспектирование литературно-критической статьи. Рефлексия.
92 – 93      
94 -- 95 М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Гуманистические идеи рассказа Слово о писателе. Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов – ровесник века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Участие в дискуссии. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.  
96 – 97 А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Гражданская и философская проблематика Слово о писателе. Жизненная и нравственная основа рассказа. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции. Проблема национального характера. Мотив праведничества. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Рефлексия.  
  В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик»   Слово о писателе. Особенности героя Шукшина. Проблематика рассказа. Традиции русской литературы в творчестве Шукшина. Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Рефлексия.
  Ф.А.Искандер. Сказка «Кролики и удавы»   Слово о писателе. Социально-философская сказка. Сатирическая основа. Аллегорический смысл. Проблема власти и рабства.   Чтение и восприятие литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выявление проблематики и идеи произведения. Определение художественных особенностей произведения. Характеристика героев. Сопоставление героев произведения. Составление таблицы. Рефлексия.
  Сочинение   Произведение, которое я советую прочитать всем. (на материале одного произведения, включённого в раздел «Русская литература ХХ века»)   Учащиеся выбирают жанровую форму для создания текста сочинения: - специальный учебный текста (традиционное школьное сочинение); - рецензия (в журнал…, в газету….); - текста в условиях интернет-общения; -текста лекции и др.   Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом.
  Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного
 
  Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность.
  Диагностическая работа Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета «Литература»
 
  Диагностическая работа В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: