Диагностическая работа 1

  1. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

Архаический этап   VII – III вв. до н.э.
Эллинистический этап   III в. до н.э. – V в. н.э.
Классический этап   XIII – XII вв. до н.э.
    IX – VIII вв. до н.э.

 

   

 

  1. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

Архаический этап   Алкей, Сапфо, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан
Эллинистический этап   поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Классический этап   Катулл, Гораций, Вергилий
    Данте, Боккаччо, Гёте
     
         

 

3. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

Создан памятник мной. Он вековечнее Меди, и пирамид выше он царственных.   Державин
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди…   Гораций
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид…   Пушкин
    Ломоносов
     
         

 

 

4. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

V – IX век   эпоха Просвещения
X–XIII века   позднее Средневековье
XIV – XV века   раннее Средневековье
    высокое Средневековье
     
       

 

5. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

Раннее Возрождение   Рим
Позднее Возрождение   Германия
Высокое Возрождение   Флоренция
    Испания, Англия
     
         

 

6. Установите соответствие с помощью стрелочек. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (Боккаччо «Декамерон»).

 

 

Фьямметта   любительница пения
Эмилия   ласковая
Филомена   огонёк
    грубая
     
         

 

7. Установите соответствие между произведением и его жанром.

И.А. Крылов «Разборчивая невеста»   сатира
Д.И. Фонвизин «Недоросль»   басня
М. В. Ломоносов «Утреннее размышление о божием величестве»   комедия
  ода

 

   

 

8. Ниже приведены фрагменты стихотворений поэтов XIX – XXвв. о великих предшественниках. Догадайтесь, о каких писателях XVIII в. идёт речь.

Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал……., друг свободы, И переимчивый Княжнин… (А.С. Пушкин)     О ………..стрелометный! Я пел тебя, и вновь пою, И стану петь, певец бессмертный, Доколе чашу жизни пью. Ты первый, на скале высокой Развея нощи мрак глубокой, Похитил Феба луч для нас. (Д. И. Хвостов) Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей… И свет ее с улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Старик ……… нас заметил И в гроб сходя, благословил. (А.С. Пушкин) …в жилах северного барда Струится кровь ……..(а). И вовсе жребий мой не горек!.. Я верю, доблестный мой дед, Что я - в поэзии историк, Как ты - в истории поэт! (Игорь Северянин)    

 

Материал для работы: Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин

         

 

 

9. Ниже приводится четыре определения. Догадайтесь, какое понятие раскрывает каждое из них.

— настроение, мироощущение, в котором ведущую роль играют лирические и драматические эмоции, мечты, идеалы и душевный подъем.

 

-- тот, кто склонен к мечтательности, к идеализации людей и жизни.

 

-- эпический литературный жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности героев.

 

-- направление в искусстве, характеризующееся стремлением к изображению идеальных героев и чувств.

 

Материал для работы: Романтизм; Романтика; Роман; Романтик

 

         

 

10. Какое из приведённых ниже стихотворений НЕ адресовано Байрону?

Он был, о море, твой певец.

Твой об раз был на нём означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен.

Как ты, ничем не укротим. (А.С. Пушкин)

 

Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды,
И бурь земных и бурь небесных вой. —

Как он, ищу спокойствия напрасно,
Гоним повсюду мыслию одной
Гляжу назад — прошедшее ужасно;
Гляжу вперед — там нет души родной! (М.Ю. Лермонтов)

 

 

В нем не было ни лжи, ни раздвоенья –
Он всё в себе мирил и совмещал.
С каким радушием благоволенья
Он были мне Омировы читал...
Цветущие и радужные были
Младенческих, первоначальных лет...
А звезды между тем на них сводили
Таинственный и сумрачный свой свет... (Ф.И. Тютчев)

 

Здесь спит возвышенный поэт!

Он жил для Англии и мира,

Был, к удивленью века, он

Умом Сократ, душой Катон

И победителем Шекспира.

Он всё под солнцем разгадал,

К гоненьям рока равнодушен,

Он гению лишь был послушен,

Властей других не признавал. (К.Ф. Рылеев)

 

   

 

11. Сформулируйте и обоснуйте свое согласие или несогласие с позицией литературоведа (приведите не менее трёх аргументов, опираясь на текст произведения).

«В образе Игоря Святославича подчеркнуто, что исторические события сильнее, чем его характер. Его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош…» (Д.С. Лихачев)

 

 

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

12. Басни И.А. Крылова -- блистательный пример комического в литературе. В басне «Лисица и виноград» укажите сначала фразеологизмы уже существовавшие в языке до появления басни, а затем те, которые вошли в язык именно благодаря Крылову.

 


Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

 

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь".


   

 

13. Стихотворение «Памятник» относят к жанру оды. Назовите черты этого жанра в стихотворении. В чем Державин отступил от канона этого жанра?

 

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

 

14. В.А. Жуковский «Море»


Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя, —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

 

14а. Как в литературоведении называются образные определения: «безмолвное море», «лазур-
ное море», «смятенной любовью», «тревожною думой», «необъятное лоно», «напряженная грудь»?

 

   

 

14б. Как называются вопросы, не требующие ответа, использованные Жуковским в стихотворении: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?»?

   

 

14в. Укажите термин, которым обозначают изображение неживого предмета как живого: «ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты».

   

 

14г. Как называется вид звукописи, к которому прибегает Жуковский: «дышишь», «льешься», «ласкаешь»?

   

 

14д. Стихотворение построено на противопоставлении «ясного неба», «светлого неба» и моря, которое бьется, воет, рвет, терзает. Как в литературоведении называется такой композиционный прием?

   

 

14е. Какие особенности стихотворения дают основание относить его к произведениям романтизма?

 

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

15. Продумайте тезисный план сочинения: «Чувства добрые» в лирике Пушкина.

 

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

16. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

 

16а. Назовите героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

 

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l'Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил. _____________

 

   

 

 

16б. Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч. _____________

 

   

 

 

16в. Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна. _____________

 

   

 

16г. Установите соответствие между событием романа и временем, когда оно произошло.

 

Произошла дуэль Онегина и Ленского    
Татьяна вышла замуж    
Произошло последнее свидание Онегина с Татьяной    
   

 

   

 

16д. Проанализируйте приведённые ниже высказывания литературоведов и критиков. Выделите те, в которых НЕ представлена характеристика Онегина.

 

«(он) гораздо проще, лучше и добрее своих идеалов, наделен критическою способностию здорового русского смысла, т.е. прирожденною, а не приобретенною критической способностию». А. А. Григорьев

«…умный человек, который «жил и мыслил», понял людей и их общество и горько в них разочаровался» Ю.М. Лотман

«Это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться и идти вперёд. Это - повторяем, - был романтик, и больше ничего». В.Г. Белинский

«В (нём) в первый раз русский человек с горечью сознает или по крайней мере начинает чувствовать, что на свете ему нечего делать». Ф.М. Достоевский

«Пушкин изобразил(его) характер с нежностью, какую человек питает к мечтам своей юности, к воспоминаниям о том времени, когда человек полон надежды, чистоты и неведения». А.И. Герцен

   

 

16е. Восстановите последовательность событий в жизни Татьяны.

Празднует именины.

Едет с матерью в Москву.

Встречает Онегина и влюбляется в него.

Гадает и видит сон про медведя.

Пишет Онегину письмо.

Выходит замуж за генерала.

Посещает кабинет Онегина и рассматривает книг, которые он читал.

   

 

16ж. Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопрос:

Можно ли согласиться с Ф.М. Достоевским, назвавшим Татьяну главной героиней романа «Евгений Онегин»?

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла

 

16з. Посетителей портала www.livelib.ru попросили написать рецензию на роман «Евгений Онегин». Продолжите диалог, согласившись или не согласившись с приведенным ниже высказыванием одного из рецензентов. Выразите и докажите свою точку зрения. Начните свой текст с обращения к автору рецензии.

Не знаю, чего такого в этом произведении. Конечно то, что оно написано в стихотворной форме, мне очень нравится, но сюжет... Не могу понять, почему Татьяна вся из себя такая мученица, а Онегин бесчувственный потому, что не ответил ей взаимностью. И, по словам многих, не просто не ответил, а ещё нахамил и Бог знает что ещё сделал. А что ему, интересно, нужно было сказать, если он на самом деле её не любил? В общем, либо это я чего-то не понимаю, либо остальные.

 

Задание не выполнено или выполнено неверно Задание понято, но выполнено формально, без учёта поставленной цели Задание выполнено, но цель достигнута не полностью Задание выполнено, цель достигнута полностью
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Дополнительные баллы (начисляются, ТОЛЬКО если по первому критерию получено 3 балла)
Соблюдены требования жанра, в котором написан текст 1 балл
Проявлены оригинальность и творческий подход 1 балл

 

 

Второе полугодие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: