Предупреждение социально-педагогических рисков. Основными рисками преподавания литературы в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на наш взгляд

 

Основными рисками преподавания литературы в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на наш взгляд, являются следующие.

 

Характер риска Способы предотвращения
Риск непонимания учащимися и их родителями цели изучения текстов произведений русской и зарубежной литературы, далеко отстоящей по времени от сегодняшнего дня Содержание учебника 9 класса утверждает идею «вечных ценностей» культуры. Методический аппарат учебника нацелен на максимально адаптированную для девятиклассников учебную деятельность по чтению и постижению текстов художественных произведений.
Риск потери обучающимися мотивации к изучению предмета, к чтению художественных текстов - Личностно-ориентированное обучение; - обязательная работа в зоне ближайшего развития учащихся; - создание на уроке ситуации «интеллектуального напряжения», открытия тайны; постоянное развитие врождённого исследовательского поведения детей (специальная организация разделов учебника 9 класса как модели исследования); - чёткое осознание учителем функции контроля достижений ученика: контроль с целью выявления резервов развития, создания ситуации «успеха»; - организация многообразных видов деятельности, связанной с чтением, пониманием и интерпретацией художественных текстов, сопоставлений интерпретаций произведения средствами других видов искусства. Методический аппарат учебника 9 класса содержит необходимый материал для перечисленных способов предупреждения педагогических рисков.
Риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы Постоянное саморазвитие учителя; совершенствование профессиональной компетенции, основанное прежде всего на осмыслении учителем подлинных целей и задач образовательной деятельности; овладение приёмами проектирования профессиональной деятельности

Содержание курса

Литература как искусство слова

Понятие о литературном процессе. Основные этапы развития мировой литературы.

Античная литература

Жанры античной литературы

Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры.

Гай Валерий Катулл. Лирика

Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми.

Квинт Гораций Флакк. Слово о писателе. Стихотворение «Памятник»

Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов.

Средневековая литература

Средневековая литература

Средневековье в Европе и на Руси. Понятие о древнерусской литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры древнерусской литературы.

Данте Алигьери. Слово о писателе. «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV. «Чистилище». Песнь XXX. «Рай». Песнь XXXI)

«Божественна комедия» как произведение позднего средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Смысл композиции. Художественные особенности произведения.

«Слово о полку Игореве»

«Слово…» как выдающийся памятник древнерусской литературы. Своеобразие жанра. Историческая основа. Связь с фольклором. Сюжет и композиция. Система образов. Пафос «Слова…». Художественный язык произведения.

 

Западноевропейская литература XIV – XVIII веков

Литература эпохи Возрождения

Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры.

Джованни Боккаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый»)

Жанр новеллы. Символика образов. Тематика. Связь с фольклором. Назидательный пафос.

У.Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта»

Жанр трагедии. Понятие о трагическом конфликте. Любовь и вражда в мире. Образы главных героев. Смысл трагического финала.

 

И.В. Гёте. Роман «Страдания юного Вертера»

Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути.

Русская литература XVIII в.

Русская литература XVIII в.

Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы нового времени в России. Специфика литературы нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII в. (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее.

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. Стихотворения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория 3 стилей). Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: