Система телевизионных жанров

 

Структура и разновидности жанров Определение жанра Жанроформирующие элементы Социальная функция Жанрово-стилистические особенности
Предмет Авторская задача Методы
1. Оперативно-новостные жанры.
Вербальное информационное сообщение Сжатая форма отражения актуальных событий.   Факты и события без анализа и оценки, но с указанием социальной значимости.   Информирование аудитории телезрителей.   На основе методов интервью, наблюдений и проработки документов создание ясного краткого текста. Ориентирование зрителей в событиях, побуждение к оценке происходящего.   Оперативность, общественная значимость, достоверность, информация, а не объяснение, ясный разговорный язык.  
Видеосюжет: – видеоряд с закадровым текстом; – студийный набор; – репортерский набор. Короткий видео-материал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности. Общественно значимое событие, неординарное или экстремальное явление, необычная ситуация, интересные люди. Информирование телезрителей. Методы интервью, наблюдение, проработка документов, оперативная репортажная съемка на основе синопсиса. Ориентирование в событиях, побуждение к коррекции имеющихся знаний и представлений. Оперативность, наглядность, документальность, достоверность, краткость, точность, ясность, эмоциональность как результат создания видеоряда, где все смысловые сцепления совпадают со зрительными.
II. Оперативно-исследовательские жанры.
Телевизионное интервью: – протокольное; – информационное; – проблемное; – интервью-портрет.   Это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес.   События и факты, актуальные проблемы, интересные люди.   С помощью вопросов, интересующих зрителей, получение ответов «из первых рук».   Метод интервью во всех его проявлениях. Использование художественных средств изображения (портретные характеристики, внимание к деталям).   Ориентирование аудитории, включение в осмысление обсуждаемых проблем, побуждение к расширению поля социальной активности.   Наглядность и зрелищность речевого общения, разговор носит импровизационный характер, живая речь собеседников как субъективизация повествования.  
Пресс-конференция Разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.   Обществен-но-значимые события, представляющие всеобщий интерес. Для журналистов, участвующих в пресс-конфе-ренции в качестве интервьюеров, — получение официальной или эксклюзивной информации; для журналистов, организующих пресс-конференцию, — возможность глубокого освещения актуальных общественных проблем. Метод интервью во всех его компонентах и наличие определенных традиций и правил, которые каждый участник должен знать и соблюдать. Информирование телеаудитории, ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы. Вопросно-ответная форма организации материала; большое число интервьюеров, ведущий выступает в роли модератора.  
Телевизионный репортаж: – событиный; – тематический; – постановочный. Показ события, очевидцем или участником которого является журналист. Реальное событие, динамичный, относительно законченный отрезок жизни. Объективный показ (телекамера в руках оператора) и субъективный комментарий репортера как двойное авторство. Непосредственное наблюдение события журналистом, анализ собственных впечатлений, репортажная съемка как воспроизведение атмосферы события. Ориентирование в событии, включение аудитории в его осмысление, расширение поля социальной активности, побуждение к действию. Динамизм и наглядность показа — создание образной картины происходящего, документальность, экспрессивность, активная роль журналиста, создание «эффекта присутствия».
Телевизион-ный отчет: – прямой/ информационный; – аналитический; – тематический; – пробленый.   Полное и точное освещение общественно-значимого события. Официальное событие (съезд, форум, конференция). Детальное знакомство телеаудито-рии с обсуждаемыми проблемами. Протокольный показ наиболее важных выступлений или их фрагментов. Вовлечение зрителей в обсуждение актуальных проблем, побуждение к расширению поля социальной активности. Звукозрительная форма предъявления информации, наглядность проявляется воспроизведением выступлений и реплик, обязательная зафиксированность происходящего на видеопленке.  
III. Исследовательско-новостные жанры.
Телевизионный комментарий Одна из форм аналитического материала, разъясняющего смысл и значение актуального общественно-политического события или документа.   Новость или уже известный факт.   Выявление значения комментируемого события, его оценка и прогноз развития.   Эмпирические: наблюдение, проработка документов; теоретические: анализ, аналогия, сравнения, доказательные рассуждения; ораторские приемы. Информирование телеаудитории, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, побуждение к действию. Анализ не столько самого события, сколько его значения, направление внимания зрителей на ключевые факты, их оценку, возможность поставить событие в связь с другими и спрогнозировать его развитие, обосновать необходимые способы поведения.    
Журналистское расследование: – расследование криминала; – расследование причин экстремальных природных явлений, техногенных катастроф; – поиск истины при восстановлении давно прошедших событий. Жанр проблемной телепублицистики, назначением которого является выявление существенных причинно-следственных связей отдельно взятого негативного социального явления.   «Кричащее» негативное явление.     Поиск причин происшедшего, коллективный поиск истины на глазах у зрителей. Эмпирические (наблюдение, проработка документов, экстенсивное интервьюирование), теоретические (изучение всех причинно-следственных связей), репортажная съемка с использованием реконструкции событий. Оповещение аудитории о событии, ориентирование в происходящем, включение в осмысление, побуждение к коррекции собственных позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы. Факт как основа передачи, отдельная ситуация как выявление закономерностей развития текущей действительности, авторское участие в расследовании.
IV. Исследовательские жанры.
Ток-шоу: – политическое; – социальное; – бытовое; – культурно-просветительское.   Разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных экспертов и аудитории.     Актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая общественный интерес.     Поиск путей решения обсуждаемой проблемы.     Соединение журналистских и сценических приемов.     Оповещение аудитории, ориентирование в теме, включение в обсуждение, побуждение к коррекции собственных взглядов, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы.     Живой диалог-импровизация в рамках «синхронной реальности», ведущий — центральный персонаж передачи, обязательное присутствие зрителей.    
Обозрение Типология по содержанию: – общие (рассматривают события определённого отрезка времени); – тематические (ограничены сферой конкретной проблематики).     Жанр тележурналистики, исследующий актуальные события в их максимально полном объеме за определенный отрезок времени или в определенной сфере человеческой деятельности. Общественно значимые события, процессы, ситуации, межчеловеческие отношения. Поиск причинно-следствен-ных связей между одновременно происходящими событиями или событиями в какой-то одной сфере деятельности, выявление их значения и тенденций развития. Панорама: обозреватель ведет аудиторию от явления к сущности. Используются наблюдение, проработка документов, метод интервью, разнообразные выразительные средства (оперативные съемки, оригинальные кадры, архивные материалы). Информирование телеаудитории, ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, побуждение к действию.   Строгая фактологичность, изложение не единичных фактов, а их совокупности, существующих между ними связей, широта исследуемого материала, единство наглядного освещения событий и их оценки, универсальность жанра по предмету и по структуре обозрения.
Дискуссия на телеэкране Коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Актуальная, социально значимая проблема. В столкновении различных точек зрения «установить истину», прийти к согласию. Сочетание элементов интервью с элементами полилога, полемические приемы, процесс рождения, развития и движения живой мысли на глазах у зрителей; внутрикадровые и межкадровые монтажные параллели.   Информирование телеаудитории, ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы. Дискуссионная тема, наличие нескольких вариантов возможного решения проблемы, предмет дискуссии общеинтересный, социально значимый, ведущий — модератор, зрители в роли арбитров.
Телевизионные дебаты Публичные оперативные дискуссионные контактные передачи, выходящие в эфир во время предвыборных кампаний. Дискуссионная встреча двух сторон, отстаивающих противоположные позиции в оценке обсуждаемой ситуации, с непременным участием журналиста-модера-тора, представляющего и зрителей, и студию. Высвечивание портретов выступающих, создание по крупицам их имиджей, демонстрация их предвыборных программ. Общение по правилам полемики, а также арсенал телевизионных приемов для создания атмосферы единого действия с присущим ему импульсивным ритмом: звуковые сигналы, секундомер на заднике в студии, стилизованные кабины с номерами прямых телефонов, «бегущая строка» и т. д.   Информирование телеаудитории, ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, побуждение к действию. Простой принцип построения передачи: встреча двух или более сторон с участием посредника = модератора; осуществление равных возможностей для всех выступающих, четкая последовательность событий на экране.
Беседа на телеэкране Специфический жанр телепублицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Предложенная для обсуждения актуальная тема по политическим, экономическим, социальным, морально-этическим и другим проблемам. Обмен мнениями по поводу обсуждаемой темы, столкновение различных точек зрения, процесс исследования. Использование основных риторических операций, приемов полемики, чисто технических способов произнесения текста; репортажная съемка дополняет вербальную часть, фиксируя речевое поведение собеседников. Оповещение аудитории, ориентирование в теме, включение в обсуждение, побуждение к коррекции собственных взглядов, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, побуждение к действию.     При внешней статичности беседа обладает напряженной динамикой мысли. Ведущий (модератор) — хозяин передачи, который не только принимает участие в обсуждении темы, но и следит за тем, чтобы все гости сумели высказаться. Возможно использование иконографического материала.
V. Исследовательско-образные жанры (художественная публицистика).
Телевизионный очерк: – художественно-изобра-зительный; – художественно-публи-цистический; – исследовательский; – зарисовка как малая форма очерка.     Документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии события, факта, судьбы человека.   Интересное событие, человек как субъект отношений и сознательной деятельности, социально-важная проблема.     На фоне событий раскрытие человеческих характеров, глубинных свойств личности, обстоятельств жизни, мотивов поступков, объяснение социальных мотивов деятельности. Синтез научных, эмпирических и художественно- эстетических методов как уникальный пласт человековедения. Предъявление информации в звукозрительной форме. Образное наглядное осмысление фактов. Отбор художественных приемов с учетом природы телевидения.   Информирование, ориентирование в изображаемых событиях, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, эмоциональное и нравственное обогащение. Сплав понятия и образа, слияние художественных и публицистических изобразительных средств; раскрытие типического через индивидуальное; включение в очерк элементов других жанров; возможность менять тональность и ритмику показа.  
Телевизион-ное эссе: – публицистическое; – литератуно-критическое; – искусствоведческое; – научно-популярное; – философское. Жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.     Сообщение личного характера о событиях, пережитых автором.   Процесс познания мира в процессе самопознания личности.   Изложение определенной концептуальной теории, вытекающей из лежащих на поверхности явлений в той или иной сфере деятельности: основной источник аргументов — обращение к личному жизненному опыту автора, неожиданные ассоциации, аналогии и контрасты, резкие тематические переходы.   Информирование аудитории, ориентирование в рассуждениях автора, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, эмоциональное и нравственное обогащение. Изложение подчеркнуто личного мнения выступающего, раскованное свободное развертывание мысли, рассуждение вслух; преобладание общих суждений над фактами, использование визуальной информации.  
Телевизионный фельетон: – беллетризированный; – публицистический.   Жанр, раскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений.   События и явления действительности, обладающие «двупиковостью»: – общественной вредностью; – комической сущностью.     Использование изобразительно-выразительных комических средств для критики общественно вредных явлений (сатира) и беззлобное осмеяние людских недостатков и слабостей (юмор).     Сочетание документальности, художественности и экранных средств сатирической типизации: окарикатуренных портретов, использование кадров из фильмов, книжных иллюстраций и др.   Поддержание жизненного тонуса, обогащение эмоциональных реакций, психологический тренинг, побуждение к осмеянию зла, побуждение к активизации влияния на социальные процессы. Высокая типизация отдельного факта с одной стороны и безупречная конкретность, требующая особой осторожности, с другой; повышенный уровень эмоционального воздействия на аудиторию; особый монтажно-изобразительный строй передачи и специфичность ее вербальной части; важнейшее средство сатирической типизации — визуальная информация.
Телевизионный памфлет Произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, документальность.   Крупно-масштабный объект обличения: негативное социальное явление, государственные или общественные деятели.     Критика, рассчитанная «на уничтожение», носит характер разоблачения, осмеяния, осуждения.   Те же, что и фельетона, но отличаются особой энергичностью, страстностью тона, широко используются сарказм, гротеск.     Поддержание жизненного тонуса, обогащение эмоциональных реакций, психологический тренинг, побуждение к осмеянию зла, к активизации влияния на социальные процессы. Пафос памфлета — в сочетании публицистичности с художественными достоинствами сатиры. Масштабность определяется тем, что конкретный факт — основа памфлета — анализируется в совокупности с другими фактами из деятельности «героев».
                   

 


Необходимость разработки предлагаемой системы продиктована самой жизнью. Специфика преподавания дисциплин специализации по тележурналистике в Южно-Уральском государственном университете состоит в том, что усвоение теории происходит одновременно с практическим освоением приемов и способов создания передач на университетском телеканале «ЮУрГУ-ТВ», т. е. в условиях профессиональной деятельности студентов.

В эфир выходят передачи разных жанров, и чтобы делать их грамотно, необходимо владеть целой палитрой не только общежурналистских методов, но и приемами создания телевизионной образности для каждого жанра своими, необходимо знать возможности жанрового взаимопроникновения и взаимовлияния, закономерности процесса перестройки жанровой системы, причины жанровых трансформаций, проблемы жанровой преемственности, так как без системного взгляда на жанр трудно разобраться во всех его видоизменениях, а значит, и в тех новых возможностях, которые у него появляются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: