Репортажность — природное свойство телевидения

Среди ценностей, доставляемых прямо на дом, засверкала самая неразменная — живая реальность. Сиюминутность и репортажность — вот альфа и омега новорожденного искусства.

С. А. Муратов

Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналистики» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевидение перестает быть самим собой» [6, с. 75].

Максимальное приближение сообщения к «формам самой жизни», к подлинным звукам, краскам, движению объектов, усиление «эффекта присутствия» — все это природная основа телевидения. Но это также и основные жанровые признаки репортажа. И если в печати и на радио они реализуются с помощью знаков на бумаге или звучащих слов, то телевидение, в силу своей природы, наглядно проявляет репортажность — во всех передачах, какими бы жанрами они ни были представлены. «Репортажность — не просто эффектный прием телевизионной журналистики, в ней реализуется сама природа телевещания, подчеркивая (отражая) документальность факта и достоверность сообщения, вызывая тот самый «эффект участия», который из мнимого переходит в подлинный» [6, с. 78].

Мы рассматриваем репортажность как имманентное (внутренне присущее) свойство, обусловленное природой телевизионного показа и телевизионного восприятия, выражающееся в распространении жанровых признаков репортажа (создание «эффекта присутствия», наглядность, динамичность) на все другие жанры тележурналистики.

Репортажность любой телепередачи образуется трехмерным построением экранного образа:

– изображением, передающим пластический образ происходящего действия;

– словом, рожденным в действии;

– звуковым сопровождением, передающим состояние среды, где происходит действие.

В результате:

– на экране отражается жизнь, «застигнутая врасплох»;

– зрители становятся свидетелями события в момент его свершения;

– возникает «эффект присутствия» как иллюзия непосредственного общения.

Проявлением репортажной природы являются репортажный показ событий и репортажное восприятие происходящего на экране.

Репортажный показ состоит из элементов, фиксирующих предмет изображения, и элементов, характеризующих работу оператора. Это так называемые генеративные элементы, приводящие изначально статичный изобразительный ряд в динамичное состояние. Генеративные элементы пронизывают не только изображение, но и речь, рождаются импровизационно, в ходе съемок, обеспечивают более высокий уровень достоверности показываемого события, его динамичность, наглядность, сиюминутность.

Репортажный показ любой телепередачи обеспечивается и активной ролью работающего в кадре тележурналиста: будучи «лицом» передачи, он одновременно — «глаза и уши» телезрителей. Именно с его помощью аудитория воспринимает и оценивает события, происходящие на экране, именно он обеспечивает «эффект присутствия».

Репортажное восприятие любой передачи телезрителями проявляется:

– в иллюзии непосредственного общения: в информационном сюжете они присутствуют на событии; с комментатором встречаются один на один; будучи свидетелями интервью, расширяют источники информации; вместе с участниками ток-шоу включаются в поиск истины;

– в возможности разоблачения противоречий между поведением и словами участников передачи, в обнажении человеческой сущности (экран делает это великолепно);

– в оценке ситуаций (зритель сопоставляет происходящее на экране с жизненными реалиями);

– в воздействии обстановки, где происходит действие;

– в возможности дать эмоциональную и логическую оценку происходящему.

«Телевидение от природы наделено волшебным даром убеждения в достоверности того, что преподносит зрителю. Читатель вынужден в своем воображении выстраивать образы и ситуации, описываемые в словах. А тут, на экране, всё готовенькое. Читатель активен. Зритель пассивен. А посему его проще убедить. И, как оказалось, переубедить». (Р. Борецкий)

Репортажность, обеспечивающая достоверность и точность в показе актуальных событий, может быть использована и как прием манипулирования общественным сознанием.

«В экранной документалистике оказываются нерасторжимо связанными три элемента — возможность фиксации протекающей перед камерами реальности, субъективность авторского подхода и, наконец, как результат их взаимодействия, предлагаемый в кадре образ этой реальности… Можно сказать, что на экране реальная жизнь навечно обречена пребывать в законченном состоянии. Разумеется, выбор таких «цитат» зависит от самого документалиста, и уже в силу этого мы вынуждены видеть реальность как бы глазами того, в чьих руках находится камера» [33, с. 11, 15].

Охлотелесуггестия (охлос — толпа, теле — телевидение, суггестия — внушение) — орудие внушения — используется, когда желаемое надо выдать за действительное. Парадокс, но именно правда выступает в этом случае как основа лжи.

Для этого используются:

– средства манипулирования:

· подбор видеоряда;

· тенденциозный комментарий;

· искажение или подтасовка фактов;

· акцентирование или умолчание в сообщениях о важных событиях;

– технические возможности манипулирования:

· время выхода передачи в эфир;

· место передачи в программе;

· хронометраж программы;

· возможности видеомонтажа.

Целенаправленное психологическое воздействие на аудиторию с помощью телевидения используется для побуждения зрителей к принятию каких-либо решений или к совершению определенных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: