Методические рекомендации по созданию вербальной телеинформации

Все, что делает эфирный журналист, должно работать на точное, правдивое изложение событий:

– адресуйте новости зрителю, эфирное сообщение должно захватывать внимание слушателей с самого начала, наиболее важны первые слова;

– формулируйте мысли точно и кратко, уплотняйте сообщение, самое главное в достижении ясности — хорошее знание и понимание материала;

– используйте короткие простые предложения: стройте информацию на существительных и глаголах — это наиболее сильные слова, избавляйтесь от прилагательных и наречий, кроме самых необходимых, избегайте употребления страдательного залога глаголов;

– избегайте аббревиатур, прямого цитирования, местоимений и числительных, они мешают четкому пониманию текста.

Телевизионный комментарий

Субъективный текст комментария требует, чтобы его произносил сам журналист; соответственно, тон здесь эмоциональный, выразительный, темпераментный.

В. Л. Цвик

Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет авторского исследования — новость или уже известный факт. Авторская задача — выявление значения комментируемого события, его оценка и прогноз развития. Методы — эмпирические (наблюдение, проработка документов), теоретические (анализ, аналогии, сравнения, доказательные рассуждения), метод открытых авторских оценок.

 

В группе телевизионных жанров комментарий занимает одно из важных мест как средство социальной ориентации зрительской аудитории.

Основные жанровые особенности комментария:

– анализ не столько самого события, сколько его значения, последствий, которые оно может вызвать;

– направление внимания зрителей на ключевые факты, их оценку;

– возможность поставить событие в связь с другими и сформулировать прогноз дальнейшего развития ситуации;

– обоснование необходимых способов поведения и решения задач.

Стержневой доминантой жанра является рассуждение автора по тому или иному поводу и приглашение аудитории к соразмышлению.

Высказывая свое отношение к ситуации, комментатор не претендует на глубину исследования, на полноту анализа, подчеркивая субъективность своей позиции. Однако необходимо учитывать главное требование аудитории: комментатор должен сообщать информацию нужную, истинную и доступную.

Комментарий — жанр оперативный, проблемы, решаемые с его помощью, нацелены на побуждение к действию.

Типичные группы проблем, требующих комментария:

– особенности или новые качества факта, его ценность;

– причины, условия, предпосылки существования фактов;

– цели, мотивы, планы действий участников комментируемого события;

– порядок развития комментируемого события;

– тенденции, закономерности развития общества, которые проявляются в комментируемом событии, противоречия внутри него;

– задачи, вытекающие из комментируемого факта, пути и методы их решения;

– достоверность комментируемых фактов.

Первый шаг при подготовке комментария — четкое определение цели:

– какое явление будет исследоваться;

– какое знание необходимо дать аудитории;

– какие могут возникнуть у зрителей возражения, как их учесть в ходе комментирования;

– какие чувства необходимо пробудить у аудитории.

Выбор приемов комментирования:

– разработка связей между исходными и комментирующими фактами;

– детализация комментируемых событий, восстановление подробностей, которые важны для постановки проблем;

– сравнение фактов, разработка аналогий, проведение параллелей для обнаружения связей внутри комментируемого события;

– противопоставление, конфронтация различных или противоположных способов осуществления обсуждаемых событий;

– интерпретация фактов.

Эти приемы применяются по отдельности или комбинированно в зависимости от конкретной комментаторской задачи. Но комментарий всегда имеет типичную структуру, предполагающую наличие обязательных составных элементов:

– сообщение о комментируемом событии и постановка задачи комментария;

– формулирование вопросов, возникших в связи с событием;

– изложение комментирующих мыслей, фактов, деталей;

– отражение отношения комментатора к событию (либо в начале изложения, либо вслед за постановкой вопросов).

Структурные элементы обусловливают друг друга, поэтому в комментарии должны присутствовать все. Иначе он может оказаться неудачным.

Ошибки в комментировании возникают в случаях, когда:

– отсутствует в тексте исходный (комментируемый) факт, если он неизвестен аудитории, то постановка проблем провисает в воздухе;

– за основу взят факт, не подлежащий комментарию;

– нечетко проявлена обсуждаемая проблема;

– актуальность, проблемность, точность поставленных вопросов вызывает сомнение;

– нет ясных и убедительных выводов [47, с. 214].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: