Раздел IV. Методика подготовки «разговорных» передач

 

Выступление в кадре

В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь писать и читать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

А. П. Чехов

Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре.

Практически оно не столько жанр, сколько метод донесения до зрителей любой информации: от прямого включения телерепортера с места события до монолога в портретном очерке. Но в любом случае выступление содержит не только информацию, но и отношение к ней, авторскую оценку [43, с. 179].

С точки зрения техники показа выступление в кадре — самая простая форма передачи. Для выступающего — это максимальная реализация всех его духовных и творческих возможностей.

«На всеобщее обозрение, «на всенародные очи» общественный деятель выносит не только свою речь, декларацию, свое мнение – всего себя, свой человеческий облик, свой интеллект, свою искренность» (В. Л. Саппак).

Специфика телевизионного выступления:

– масштаб публичности: в отличие от ораторов, выступающих перед публикой в зале, находящийся в кадре человек обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя себе многочисленную аудиторию, рассредоточенную в пространстве;

– отпечаток диалогической природы телевидения: предполагается своеобразный диалог между выступающим и аудиторией, диалог мысленный, когда выступающий заранее старается предположить, какие вопросы могут возникнуть у зрителей, и отвечает на все эти вопросы, выстраивая свою речь соответствующим образом;

– высокий эффект эмоционально-логического воздействия на зрителей, связанный с такими свойствами телевизионного сообщения, как его персонифицированность, разговорность стиля и интонация.

Выступление — одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времён, и поныне является важнейшим средством воздействия на общественное сознание.

В 335 году до н.э. Аристотель в своей «Риторике» назвал три составные части ораторского искусства: личные свойства и способности оратора, принципы построения публичных выступлений, технику ораторской речи.

Особые требования к выступающему:

– выступающий должен быть личностью, представляющей интерес для зрителей: носитель эксклюзивной информации, известный человек со своим взглядом на происходящие события, высокопоставленный государственный или общественный деятель, чьё появление на экране носит официальный характер;

– основанием для появления оратора на телеэкране служит его умение ярко и оригинально мыслить, глубоко и многосторонне анализировать известные события и явления, делать верные выводы;

– текст выступления должен быть «активным», наступательным, а само выступление строиться по законам драматургии;

– внешний облик выступающего, мимика, жесты, речевое поведение должны соответствовать содержанию излагаемого материала.

Эти же требования были сформулированы и в старинном сочинении «Физиономист»: «Твой лик, о человек, есть зеркало твоей души и духа твоего, на котором Господь собственным перстом начертал, что ты есть перед ним и всяким творением, живущим на земле, чтобы каждый узнавал — кто ты в добре и зле».

Любое телевизионное выступление основано на утверждении какой-либо концепции, идеи, которая раскрывается в ходе авторского рассуждения, подкрепляемого необходимыми доказательствами.

Этапы работы над выступлением определили еще древние риторы. Это:

– инвенцио (изобретение мыслей);

– диспозицио (расположение мыслей);

– елокуцио (словесное выражение);

– моториа (запоминание);

– акцио (произнесение).

Подготовка телевизионного выступления — это конструирование текста в соответствии с творческой задачей журналиста и интересами целевой телевизионной аудитории. На этот процесс действует несколько групп факторов:

– генетические: журналистский замысел и авторская концепция, масштаб проблемы, объем собранной информации, оперативность материала;

– целевые (связанные с предназначением текста): констатация, утверждение, отрицание;

– формальные (связанные с формой и внешними параметрами текста): жанр, размер, использование иллюстративного материала, место выступления в программе передач.

Эти факторы тележурналист учитывает изначально, приступая к процессу создания своего выступления.

Важнейшим организующим элементом выступления, определяющим его содержательную цельность, логичность изложения материала и его завершенность в виде мотивированных выводов, является композиция. Она должна соответствовать следующим требованиям:

– наличие трехчастной структуры;

– вступление содержит определение темы, знакомит телезрителей с кругом обсуждаемых вопросов;

– основная часть излагает факты и доказательства авторской концепции в трактовке этих фактов;

– заключение предлагает краткие и точные выводы из сказанного;

– способы смыслового решения заключительной части выступления: дидактический (делается однозначный вывод), приглашение телезрителей к дискуссии, «неустойчивая нота» (автор не делает однозначных выводов);

– составные части должны быть соразмерными;

– в телевизионном выступлении доминирующий элемент — слово, но при необходимости возможно использование изобразительного материала, как иллюстрации, соответствующей слову, подтверждающей и аргументирующей его, способствующей более полному и эффективному восприятию передачи.

Типы структурных моделей выступления определяются с помощью формальных характеристик. Одна из них — порядок расположения наиболее активно действующих аргументов:

– «антикульминационная модель» (сильные аргументы даются в начале выступления);

– «пирамидальная модель» (сильные аргументы — в основной части);

– «кульминационная модель» (сильные аргументы — в конце).

Выступление может быть построено на основе включения в него «односторонних» и «двусторонних» сообщений: первые содержат только сообщения автора, вторые наряду с ними содержат и контраргументы мнимого или реального оппонента.

Виды телевизионных выступлений:

– текстовые, написанные самим выступающим и отредактированные телевизионным редактором (выдаются в эфир с помощью телесуфлера);

– тезисные, где обозначена тема, намечен основной ход мысли, прокомментированы центральные вопросы, которые затрагиваются в ходе выступления; текст рождается импровизационно;

– импровизированные, где обозначены только тема и хронометраж выступления; требуют тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речевая культура, телегеничность и т. д.).

Техника речи.

Выступление в кадре по своей сути является произнесением заранее подготовленного текста.

Текст — это сознательно организованный результат речевого процесса, мысль, облеченная в определенную форму для выражения определенного смысла.

Основные характеристики текста:

– цельность (проявление единства авторского замысла);

– связность (необходимое условие цельности);

– завершенность (наличие выводов, связывающих воедино начало и конец).

Общие правила речевой деятельности:

– не содержать отступлений от языковых норм;

– адекватно передавать авторскую мысль;

– экономно использовать выразительно-изобразительные языковые средства;

– текст должен быть понятным и интересным аудитории телезрителей.

Правила, продиктованные функциональным стилем:

– сообщение представляет актуальное событие;

– привлекает и удерживает внимание целевой аудитории;

– воздействует на мировоззрение телезрителей.

Условие успеха любого выступления — умение выступающего публично думать, просто говорить о сложном, убеждать без дидактики.

Самое главное и самое трудное — с первых слов завоевать внимание аудитории. Чтобы найти такое начало, надо продумать основные положения будущей речи, определить, какой из тезисов поставить на первое место. Выступающий в эфире должен в совершенстве владеть нормами устной речи (текст предназначен для ушей), знать основные риторические правила, делающие сообщение не только убедительным, но и эмоциональным, экспрессивным.

Умение использовать основные риторические операции (членимость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция — сведение сложного к простому и т. д.) и типы риторических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гипербола, литота, эвфемизм), а также чисто технические приемы произнесения текста выступления (дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов, интонация) в немалой степени определяют уровень методологической культуры «говорящей головы».

«Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логический и образный… Голые логические построения не могут эмоционально действовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу… Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства» [41, с. 4].

Эффективность телевизионного выступления определяется не только содержанием и изложением информации, но и воздействием на аудиторию невербальных факторов. Внешний облик выступающего, его поведение в кадре, мимика, жесты, умение общаться с аудиторией — все должно работать на результат и соответствовать содержанию выступления.

Методика подготовки и исполнения выступления в кадре используется на телевидении в таких жанровых формах, как устная вербальная информация, комментарий, эссе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: