Методические рекомендации по созданию комментария

Текст комментария определяется его внутренней логикой, логикой заключенного в его основе доказательного рассуждения. Это предъявляет высокие требования к логике мышления и логике действий комментатора, поскольку именно в ходе рассуждения устанавливается достоверность авторских выводов.

Доказательное рассуждение включает в себя тезис (формулировка авторской позиции), аргументы (доказательства, подтверждающие тезис), вывод.

Требования к тезису:

– должен быть суждением четким и точно определенным по своему содержанию;

– оставаться неизменным на протяжении всего доказательства;

– вытекать из аргументов, подтверждаться ими.

Требования к аргументам:

– должны быть истинными, не подлежащими сомнению;

– являться достаточным основанием для тезиса;

– быть суждениями, истинность которых доказана независимо от тезиса (иначе получается «круг в обосновании»);

– не должны противоречить друг другу.

Логически правильное доказательное рассуждение комментатора гарантирует в сознании аудитории достоверность его утверждений.

Чтобы добиться этого, комментатору необходимо:

– глубоко и всесторонне изучить суть комментируемого предмета (события, процесса или ситуации);

– знать точное содержание понятий;

– уметь правильно сформулировать проблему, оценить проблемную ситуацию, выявить причины ее появления;

– отделить от проблемы проблемки и проблемоиды;

– прогнозировать развитие проблемной ситуации и представлять возможные пути решения проблемы;

– предлагать программу выхода из проблемной ситуации.

«Предпосылками профессионального комментария являются независимость мышления, автора, компетентность в данном вопросе и опыт в освещении общественных проблем. Комментатору необходимо учитывать степень подготовленности зрителей в том или ином вопросе. Ему следует убеждать аудиторию логикой мотивировок, темпераментом речи и заметной дистанцией по отношению к материалу» [12, с. 365].

На телеэкране — эссе

Только отличное знание предмета и может стать основой интересной, необычной мысли, которая выступает главным содержанием эссе.

А. А. Тертычный

Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Жанроформирующие элементы: Предмет — сообщение личного характера о событиях, пережитых автором. Авторская задача — процесс познания мира в процессе самопознания личности. Методы — изложение определенной концептуальной теории, вытекающей из лежащих на поверхности явлений в той или иной сфере деятельности: обращение к личному жизненному опыту автора, неожиданные ассоциации, аналогии и контрасты, резкие тематические переходы.

Эссе — не просто персонификация повествования, это максимальное раскрытие личности повествователя. Самораскрытие и самоопределение — принципиальная основа жанра.

Жанровые признаки:

– изложение подчеркнуто личного мнения выступающего;

– раскованное свободное развертывание мысли, спонтанное рассуждение вслух;

– источник аргументов — личный опыт;

– неожиданные аналогии и контрасты;

– резкие переходы в композиции;

– преобладание общих суждений над фактами;

– использование визуальной информации, иконографического материала для иллюстрации выступления.

Свои рассуждения автор нередко представляет в самом широком плане. Порой преобладание общих суждений над фактами является подавляющим. Однако считать это недостатком нельзя. «Глобальность» —обычный уровень рассуждений эссеиста, помогающего аудитории зрителей четче увидеть актуальные быстротекущие события на фоне более общих, более фундаментальных событий.

Типология жанра эссе.

Публицистическое. Особенность — «синкретический» характер размышлений автора, близкий к характеру обыденного размышления. Поводы для публицистических эссе — актуальные вопросы, вызывающие повышенное внимание аудитории. Публицистическое эссе, как правило, богато ассоциациями, опирающимися на опыт аудитории, а также — на жизненный опыт самого автора, его воспоминания, предположения.

Литературно-критическое. Представляет собой общие рассуждения о литературном произведении, не претендует на детальный анализ произведения, скрупулезную оценку его достоинств или недостатков. Эссеист рассуждает о неких общих закономерностях литературного творчества, о судьбах литературы, ценностях, которым она призвана служить или служит в данный момент. Конкретное произведение, прежде всего — отправная точка развития мысли, «призма», через которую преломляются раздумья общего плана.

Искусствоведческое. Отличается от литературно-критического предметом отображения. Речь идет о художественном творчестве, искусстве театра и кино. Темы связаны с рассуждениями о прекрасном и безобразном в жизни и в искусстве, о социальном служении искусства, о роли таланта в становлении искусства, о низком и высоком, о массовом и элитарном в искусстве.

Научно-популярное. Посвящается общенаучным проблемам, которые рассматриваются в связи с жизнью общества как такового, техническими достижениями и судьбами цивилизации; нередко речь идет о конфликте техники и человека, гуманизации целей и методов науки.

Философское. Материя и дух, жизнь и смерть, их неразрывное единство, их вечная борьба; добро и зло — понятия, не существующие одно без другого; перетекающие одно в другое явления, стоящие за этими понятиями; истина, ее суть и пути постижения — вот что волнует авторов подобных эссе. Как известно, проблемы такого рода являются главным предметом философии, поэтому и эссе, посвященные им, называются философскими.

Процесс самопознания как предмет публицистического исследования представляет собой соединение бытия и внутреннего мира эссеиста. Постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора — такова суть его рассуждения. Но это не бессвязный поток мыслей, а глубокое осмысление вечных ценностей по четкой логической схеме: от главной мысли — к обоснованию, от посыла — к выводу.

Структура эссе получается удачной, если она опирается на существующие закономерности изложения мысли и восприятия информации аудиторией:

– текст сразу вводит аудиторию в курс дела;

– содержание выступления хронологически упорядочено;

– телезрители ясно понимают, что именно автор доказывает, какие аргументы использует;

– сложные рассуждения сопровождаются пояснениями, примерами;

– выступление завершается выводами, резюмирующими главную мысль автора.

Композиция эссе зачастую выстраивается по типу скачкообразного развертывания темы — это свободная манера изложения, при которой внутренняя структура жанра базируется на различных ассоциативных связях. При этом вся цепь ассоциаций выстраивается вокруг четко продуманной авторской идеи. Функция ассоциаций заключается в том, чтобы посредством связок состыковать между собой разнородные факты изображаемой действительности.

Жанр эссе, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложен. На телевидении он связан еще и с дополнительными трудностями: телезрители видят оратора и обращают внимание не только на то, что он говорит, но и как он говорит.

Интерес к выступлению может не возникнуть, если:

– уровень мысли, демонстрируемый выступающим, не превышает компетентности целевой аудитории, к которой он прежде всего обращается;

– не определены объективные и субъективные характеристики этой аудитории;

– оратор недостаточно владеет речевой культурой;

– чрезмерно используются невербальные элементы (мимика, жесты, позы);

– внешний вид и речевое поведение оратора не соответствуют теме его выступления.

«Жанр эссе представляет авторам богатые возможности — тематические, содержательные, формальные, изобразительно-выразительные, притом очень точно отвечающие природным качествам телевидения» [43, с. 205].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: