Ток-шоу — новый телевизионный жанр

Жанр ток-шоу процветает во всем мире потому, что люди хотят получить в ответ на свой вопрос мнение специалистов, но в простой и понятной, даже примитивной форме. Они хотят видеть разные точки зрения, они хотят видеть, как именно это происходит.

Л. М. Млечин

Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся тематической, стилевой стройностью, зрелищностью. Жанроформирующие элементы: Предмет обсуждения — актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая общественный интерес. Авторская задача — оценка предмета, выявление причинно-следственных связей, поиск решения обсуждаемой проблемы. Методы — организация живого диалога с собеседниками в рамках «синхронной реальности», когда мысли, слова, действия рождаются на глазах у зрителей.

 

Название жанра произошло от английского talk-show (разговорное представление). Как правило, передачи в жанре ток-шоу выдвигают на первый план обсуждение какой-то проблемы, развлекательные цели становятся при этом второстепенными. В связи с поставленной задачей передача должна содержать достаточное количество информации для освещения проблемы, а способы этого освещения могут варьироваться в зависимости от индивидуального стиля программы.

Для российского телевидения жанр новый — калька западных передач.

Задачи ток-шоу:

– сделать из скучной обыденной темы всесторонне интересную программу с элементами интриги;

– привлечь внимание и сформировать определенное отношение к обсуждаемой теме;

– поискать пути решения той или иной проблемы.

Главные признаки жанра:

– легкость разговора;

– артистизм ведущего;

– обязательное присутствие аудитории зрителей.

Типологические особенности ток-шоу определяются его местом в ряду других разговорных передач: с одной стороны — классические интервью, с другой — развлекательные программы. Отсюда — несколько ступеней классификации жанра:

– политические (обсуждение политической ситуации в стране, на мировой арене, анализ отдельных законопроектов);

– социальные (обсуждение общественных проблем — алкоголизм, курение, наркомания, демографическая ситуация);

– культурно-просветительские (рассмотрение сегодняшнего состояния культуры, искусства, ситуаций в сфере образования и просвещения);

– бытовые (сфера житейских отношений, советы по обустройству дома, быта, воспитанию детей).

По сути, ток-шоу — соединение журналистики со сценическими приемами, обеспечивающее развлекательный характер передачи, не просто разговор, но общение с элементами непредсказуемости, резкого виража, импровизированной шутки и разности мнений.

Журналистские приемы:

– проблема раскрывается на конкретных фактах, на судьбах конкретных людей;

– разговор в студии нередко иллюстрируется видеосюжетами;

– передача строго структурирована;

– отдельные смысловые части относительно самостоятельны;

– обязательная сценарная разработка: зачин, развитие, кульминация, развязка;

– обязательный вывод.

Сценические приемы:

– роли всех участников передачи расписаны заранее (в сценарии);

– главный герой — авторитет в какой-либо сфере нашей жизни, личность, уникальная по своим способностям, а также «носитель» проблем: человек исповедующийся или «заяц», которого травят;

– ведущий — центральный персонаж передачи (умный, много знающий, иногда простодушный, чуть лукавый эрудит, а иногда жесткий и решительный хозяин программы);

– аудитория зрителей в студии обеспечивает реакцию на происходящее действо, его динамизм, появление в ходе разговора «неожиданных» вопросов.

Наряду с тщательным отбором информации для ее освещения важную роль играет композиционная подача. Основные принципы, на которых строится ток-шоу, это правдивость и реальность. Обыгрываются типичные ситуации и проблемы, знакомые большинству зрителей. «В таких программах проявляется принадлежность человека как к отдельной узкой группе, так и ко всему социуму. Это позволяет соотносить себя с другими, узнавать о новых системах ценностей, осваивать многообразие существующих жизненных сценариев. В ток-шоу перед зрителями предстают такие же люди, как они, но еще и вместе с известными героями и звездами» [36, с. 11].

В распоряжении тележурналистов есть разные средства выделения важных в смысловом отношении элементов беседы. Эти средства связаны с индивидуальностью ведущего.

Именно ведущий, являющийся неповторимым лицом программы:

– знает тему и участников разговора;

– главным в своей работе считает правило, сформулированное Екатериной II: «Развлекая, поучать»;

– предоставляет слово гостям передачи и «забирает» его;

– выслушивает разные мнения по поводу обсуждаемой проблемы;

– удерживает течение разговора в нужном русле;

– пытается объединить разные точки зрения, задает уточняющие вопросы;

– делает выводы сам или подводит к выводам участников передачи.

Этические проблемы жанра.

Бытовые и культурно-просветительские ток-шоу в большей степени характеризуют вещательную политику телеканалов, направленную на «усреднение» массового зрителя.

Выражается это в том, что:

– переступаются нравственные ограничительные рамки — «все дозволено»;

– допускаются пошлость, ненормативная лексика, низкопробный стиль;

– исчезает представление о правилах приличия;

– проявляется неумение считаться с возможностью возражений;

– допускается неуважительное отношение к родному языку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: