Методические рекомендации по подготовке ток-шоу

Создание новой передачи всегда начинается с определения ее концепции. При построении концепции учитываются несколько позиций:

– тематика программы: политика, социальные вопросы, бытовые проблемы, развлечение;

– ведущий — как правило, известный человек;

– героями программы могут стать:

· интересный человек с интересной историей;

· ньюсмейкер, который сделал что-то такое, о чем все говорят;

· не сам человек интересен, а его мнение по обсуждаемому вопросу;

– создание и поддержание конфликта — внешнего или внутреннего;

– необходимость резюмирующей части: у телезрителей после просмотра передачи должно остаться чувство удовлетворенности;

– учитывая, что сегодняшние «русские ток-шоу чаще всего штука необыкновенно серьезная, хотя и плохо подготовленная» (Г. В. Кузнецов), на уровне создания сценария разрабатывать не только содержательные, но и развлекательные элементы;

– совершенствовать речь ведущих;

– более профессионально работать с аудиторией в студии: не отступать от темы, быть корректными;

– лучше приглашать в студию меньше людей, но если кому-то предоставлено слово, выслушивать его до конца, не обрывать на полуслове.

 

 

Беседа на телеэкране

В отличие от неизбежно одностороннего монистического освещения предмета обсуждения в интервью, в беседе будет проявлено многостороннее, полифоническое видение предмета обсуждения, что, несомненно, повышает объективность его освещения.

А. А. Тертычный

Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — предложенная для обсуждения актуальная злободневная тема по проблемам политики, экономики, социальным, морально-этическим и другим. Авторская задача — обмен мнениями, обсуждение разных точек зрения, процесс исследования и поиск истины. Методы — доказательное рассуждение, использование приемов полемики, репортажная съемка, передающая динамику коллективного обсуждения проблемы.

 

Беседа на телеэкране — зафиксированный видеоспособом обмен мнениями по тем или иным вопросам с возможным последующим монтажом в соответствии со сценарным планом и привлечением дополнительного изобразительного материала (иллюстрированная беседа).

Жанрово-стилистические особенности беседы:

– при внешней статичности напряженная динамика мысли;

– классическое интервью преобразуется в проблемный диалог;

– ведущий (модератор) не только принимает участие в разговоре, но и следит за тем, чтобы все собеседники сумели высказаться, направляет и стимулирует ход беседы;

– возможно использование иконографического материала.

По мнению психологов, в общении раскрываются три взаимозависимых стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная связана с учетом коммуникативных намерений партнеров по общению, интерактивная — с построением общей стратегии межличностного взаимодействия, а перцептивная — с созданием адекватного образа собеседника [26, с. 160].

По своей сути беседа представляет собой спокойный разговор собеседников, одинаково оценивающих обсуждаемую проблему и пытающихся сообща определить пути ее решения.

Для успешного проведения диалога или полилога (если собеседников несколько) следует руководствоваться следующими правилами:

– содействовать возникновению альтернативы, необходимости выбора;

– противоречия в суждениях разрешать путем анализа;

– единое мнение вырабатывается многими умами;

– свободный обмен мнениями требует социальной защищенности личности.

Главная задача журналиста, ведущего беседу, — все мнения, интересующие собеседников, необходимо осмыслить. Проверить разные толкования одного и того же события. Это значит, что он сам должен быть достаточно информированным, чтобы беспристрастно воспринимать смысл того, что скрывается за различными точками зрения.

«Каковы отличительные черты непринужденной беседы? Понаблюдайте внимательно двух-трех интеллигентных людей, занятых обсуждением интересной темы. Здесь нет и следа застенчивости; здесь полная серьезность и прямолинейность; один смотрит другому прямо в глаза; фигуры склоняются друг к другу; вспыхивающий взор, мимика, движение головы, плеч, рук, кистей подчеркивают их замечания. Чувство общения связывает собеседников подобно электрическому току, поддерживает их взаимные внимание.

Закройте глаза, прислушайтесь к звукам. На вас произведет большой диапазон их высоты, звучности, темпов и несомненный ритмический характер. Наиболее значительные слова произносятся громче, уступая место сдержанному звучанию. Здесь много коротких фраз включительно до вопросов, восклицающий, но слышны и длинные предложения с соразмерными паузами. Это и есть разговор по душам» [41, с. 11].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: