Методы анализа внешней среды

Выделяют следующие инструменты анализа внешней среды организации:

  • SWOT-матрица;
  • матрица возможностей и угроз;
  • PEST-анализ;
  • профиль среды;
  • модель «5 сил конкуренции» Портера.

Для изучения конкурентных позиций хозяйственных направлений используются несколько подходов:

  • матрица Бостонской консультационной группы;
  • система «МакКинзи» от «Дженерал Электрик»;
  • подход «Артур Д. Литтл» и другие.

Анализ внешней среды организации можно условно поделить на два направления: исследование «ближнего» окружения и «дальнего».

«Ближние» факторы «Дальние» факторы
Воздействие на фирму прямого характера. Факторы способствуют эффективной работе или усложняют ей жизнь. Косвенное влияние на фирму, то есть через факторы «ближнего» окружения.
  • Потребители.
  • Поставщики.
  • Конкурентная среда.
  • Государство.
  • Местные властные структуры.
  • Профсоюзные и объединения в сфере торговли.
  • Экономика.
  • Законодательство.
  • Политические тенденции.
  • Жизнь общества в социальной и культурной сферах.

 

 

PEST

PEST-анализ внешней среды организации осуществляется в целях исследования внешних факторов косвенного влияния. Содержание метода легко запомнить, поскольку в ПЕСТ входят элементы окружения из сфер политики, экономики, социума и технологий.

Политика и сфера права Экономика Социум и культура Технологии
Факторы законодательного и государственного уровня: формирование денежно-кредитной политики; законы о налогах, антимонополии и другие; соотношение сил в политике; связи правительства и предпринимательского мира. Аспекты, проявляющиеся в показателях деловой активности фирм: инфляция; процентная ставка; валютные курсы; показатели экономического роста или спада. Факторы, определяющие жизненные условия, предпочтения населения страны и регионов: уровень рождаемости; миграция; средняя продолжительность жизни; менталитет; доходы населения; жизненные условия; образование; отношение к профессии; покупательские предпочтения и привычки. Являются движущей силой прогресса (НИОКР): открытия; ноу-хау; революции в технологиях производства и обработки информации; развитие средств связи и транспорта; компьютеризация.

Все четыре типа факторов пересекаются, поэтому направление анализа важно корректировать. Изменения в одном направлении приводят к переменам в другом: новым возможностям или возникновению опасностей.

 

План маркетинга

Структура маркетинговых планов характеризуется наличием восьми составляющих и выглядит в следующем формате:

1. Executive summary (резюме).

2. Итоги ситуационного анализа.

3. Поиск преимуществ перед конкурентами и разработка SWOT-анализа.

4. Формулирование маркетинговых целей и задач.

5. Построение стратегии маркетинг-микса продукции.

6. Бизнес-модель в совокупности с целевыми финансовыми показателями.

7. Тактика действий и контрольные точки маркетинговой работы.

8. Возможные риски, ресурсы и допущения.

 

Защита маркетинговой стратегии должна быть представлена в формате презентации о таких элементах стратегии, как:

1. Исследование рынков: потребности, базовые характеристики, конкуренты вкупе с поведенческими моделями.

2. Стратегия развития ассортимента предприятия.

3. Стратегия ценообразования.

4. Тактика управления распространением продукции.

5. Стратегия связей и продвижений.

6. Представление системообразующих маркетинговых программ по улучшению ассортиментной политики, по стратегии продвижения.

 

Диаграмма Ганта

Диаграмма Ганта предназначена для иллюстрации разных этапов работы в сфере малого и среднего бизнеса. Визуально представляет собой простой набор полосок, состоящих из двух главных осей: дел и времени. Каждому временному промежутку приписывается определённая задача, которая должна быть выполнена. На диаграмме, помимо основных блоков, может присутствовать специальный дополнительный столбец, показывающий процент выполнения работы. Особые отметки – вехи – применяются для выделения двух и нескольких задач и демонстрации последовательности их выполнения.


Модель SIVA

Эта альтернативная модель комплекса маркетинга была предложена Chekitan S.Dev и Don E. Schultz в журнале Marketing Management за янв/фев 2005г. Это, по существу, та же модель "4P", только с "обратной" стороны - как бы глазами покупателя. В этой модели каждому из элементов классической формулы "4Р" ставится в соответствие элемент модели "SIVA"

Продукт -> Решение (Solution)
Продвижение -> Информация (Information)
Цена> Ценность (Value)
Дистрибуция-> Доступ (Access)

Четыре элемента модели SIVA составляют:
Решение (Solution): Насколько подходящее найдено решение проблемы/удовлетворения потребности покупателей.
Информация (Information): Знают ли покупатели о решении, и если так, от кого они узнают информацию, достаточную, чтобы принять решение о покупке?
Ценность (Value): Знает ли покупатель о ценности операции, какие издержки он понесет, какие выгоды, чем они могут пожертвовать, каково будет вознаграждение?
Доступ (Access): Где покупатель может найти решение. Легко ли они могут его купить, близко или далеко, и принять поставку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: