Выделяют следующие инструменты анализа внешней среды организации:
- SWOT-матрица;
- матрица возможностей и угроз;
- PEST-анализ;
- профиль среды;
- модель «5 сил конкуренции» Портера.
Для изучения конкурентных позиций хозяйственных направлений используются несколько подходов:
- матрица Бостонской консультационной группы;
- система «МакКинзи» от «Дженерал Электрик»;
- подход «Артур Д. Литтл» и другие.
Анализ внешней среды организации можно условно поделить на два направления: исследование «ближнего» окружения и «дальнего».
«Ближние» факторы | «Дальние» факторы |
Воздействие на фирму прямого характера. Факторы способствуют эффективной работе или усложняют ей жизнь. | Косвенное влияние на фирму, то есть через факторы «ближнего» окружения. |
|
|
|
|
PEST
PEST-анализ внешней среды организации осуществляется в целях исследования внешних факторов косвенного влияния. Содержание метода легко запомнить, поскольку в ПЕСТ входят элементы окружения из сфер политики, экономики, социума и технологий.
Политика и сфера права | Экономика | Социум и культура | Технологии |
Факторы законодательного и государственного уровня: формирование денежно-кредитной политики; законы о налогах, антимонополии и другие; соотношение сил в политике; связи правительства и предпринимательского мира. | Аспекты, проявляющиеся в показателях деловой активности фирм: инфляция; процентная ставка; валютные курсы; показатели экономического роста или спада. | Факторы, определяющие жизненные условия, предпочтения населения страны и регионов: уровень рождаемости; миграция; средняя продолжительность жизни; менталитет; доходы населения; жизненные условия; образование; отношение к профессии; покупательские предпочтения и привычки. | Являются движущей силой прогресса (НИОКР): открытия; ноу-хау; революции в технологиях производства и обработки информации; развитие средств связи и транспорта; компьютеризация. |
Все четыре типа факторов пересекаются, поэтому направление анализа важно корректировать. Изменения в одном направлении приводят к переменам в другом: новым возможностям или возникновению опасностей.
План маркетинга
Структура маркетинговых планов характеризуется наличием восьми составляющих и выглядит в следующем формате:
1. Executive summary (резюме).
2. Итоги ситуационного анализа.
3. Поиск преимуществ перед конкурентами и разработка SWOT-анализа.
|
|
4. Формулирование маркетинговых целей и задач.
5. Построение стратегии маркетинг-микса продукции.
6. Бизнес-модель в совокупности с целевыми финансовыми показателями.
7. Тактика действий и контрольные точки маркетинговой работы.
8. Возможные риски, ресурсы и допущения.
Защита маркетинговой стратегии должна быть представлена в формате презентации о таких элементах стратегии, как:
1. Исследование рынков: потребности, базовые характеристики, конкуренты вкупе с поведенческими моделями.
2. Стратегия развития ассортимента предприятия.
3. Стратегия ценообразования.
4. Тактика управления распространением продукции.
5. Стратегия связей и продвижений.
6. Представление системообразующих маркетинговых программ по улучшению ассортиментной политики, по стратегии продвижения.
Диаграмма Ганта
Диаграмма Ганта предназначена для иллюстрации разных этапов работы в сфере малого и среднего бизнеса. Визуально представляет собой простой набор полосок, состоящих из двух главных осей: дел и времени. Каждому временному промежутку приписывается определённая задача, которая должна быть выполнена. На диаграмме, помимо основных блоков, может присутствовать специальный дополнительный столбец, показывающий процент выполнения работы. Особые отметки – вехи – применяются для выделения двух и нескольких задач и демонстрации последовательности их выполнения.
Модель SIVA
Эта альтернативная модель комплекса маркетинга была предложена Chekitan S.Dev и Don E. Schultz в журнале Marketing Management за янв/фев 2005г. Это, по существу, та же модель "4P", только с "обратной" стороны - как бы глазами покупателя. В этой модели каждому из элементов классической формулы "4Р" ставится в соответствие элемент модели "SIVA"
Продукт -> Решение (Solution)
Продвижение -> Информация (Information)
Цена> Ценность (Value)
Дистрибуция-> Доступ (Access)
Четыре элемента модели SIVA составляют:
Решение (Solution): Насколько подходящее найдено решение проблемы/удовлетворения потребности покупателей.
Информация (Information): Знают ли покупатели о решении, и если так, от кого они узнают информацию, достаточную, чтобы принять решение о покупке?
Ценность (Value): Знает ли покупатель о ценности операции, какие издержки он понесет, какие выгоды, чем они могут пожертвовать, каково будет вознаграждение?
Доступ (Access): Где покупатель может найти решение. Легко ли они могут его купить, близко или далеко, и принять поставку.