Фактор | Содержание |
Расчетно-платежная система | Несвоевременное поступление оплаты за проданную продукцию |
Производственные ресурсы | Избыточные запасы, перебои в снабжении, изношенность основных средств |
Структура управления | Отсутствие эффективной системы управления, нерациональная структура организации |
Управление персоналом | Недостаточное повышение квалификации сотрудников, низкая заинтересованность (мотивация) в результатах деятельности, ухудшение психологической атмосферы в коллективе |
Управление финансами организации | Отсутствие чёткой финансовой стратегии организации, игнорирование результатов проведения финансового анализа, отсутствие контроля за денежными потоками |
Маркетинг | Низкая конкурентоспособность продукции, неэффективная реклама, плохое изучение рынка |
Антикризисные мероприятия могут отражать «защитную» или «наступательную» тактику организации. К основным защитным мерам можно отнести следующие:
- Снижение цен на продукцию фирмы, ее быстрая продажа
- Сокращение числа штатных сотрудников
- Уменьшение объемов производства
- Временное прекращение производства или закрытие одного из подразделений
- Продажа части оборудования.
«Наступательная» тактика предполагает наличие активных стратегических действий, к которым можно отнести:
|
|
- Модернизация оборудования
- Внедрение инновационных технологий в систему управления, производства, сбыта и т.д.
- Повышение качества продукции
- Расширение рынков сбыта и использование других возможностей компании
- Реорганизация системы управления.
Антикризисные меры могут также осуществляться в целях восстановления текущей и долговой платежеспособности
Анализ по модели конкурентных преимуществ по Портеру. В соответствии с этой моделью предприятие выбирает себе один из видов стратегии своего дальнейшего развития:
- Экономия на издержках (эффект масштаба)
- Дифференциация продукции
- Фокусирование
Наиболее эффективными антикризисными мероприятиями на предприятии являются следующие:
- Повышение эффективности использования основных средств
- Рационализация производства и затрат
- Реструктуризация задолженности
- Рост объемов продаж
- Совершенствование маркетинговых стратегий
- Улучшение системы высшего управления
- Улучшение финансовой отчетности
Антикризисный план можно связать с методикой «Жизненный цикл предприятия»
Фаза 1 жизненного цикла организации - рождение организации. Для нее характерны:
§ определение главной цели, заключающейся в выживании;
§ кризис стиля руководства (руководство одним лицом);
§ основная задача - выход на рынок;
|
|
§ организация труда - стремление к максимальному увеличению прибыли.
Фаза 2 жизненного цикла организации - детство и юность организации. Отличительные особенности 2-й фазы жизненного цикла организации:
§ главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост;
§ выживание за счет жесткого руководства;
§ основная задача - укрепление и захват своей части рынка;
§ организация труда - планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.
Фаза 3 жизненного цикла организации - зрелость организации. Главная цель 3-го жизненного цикла организации:
§ систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа;
§ эффект руководства за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство);
§ основная задача - рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов;
§ организация труда - разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.
Фаза 4 жизненного цикла организации - старение организации. По сути это высшая ступень зрелости организации. Главная цель в развитии 4-го жизненного цикла организации:
§ сохранить достигнутые результаты (остаться на лидирующих позициях);
§ в области руководства эффект достигается за счет координации действий;
§ основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.
Фаза 5 жизненного цикла организации — возрождение организации. Главная цель на этой фазе развития организации состоит:
- в обеспечении оживления по всем функциям;
- рост организации - за счет коллективизма;
- главная задача организации — омолаживание;
- в области организации труда на предприятии - внедрение НОТ, коллективное премирование.