Внутренние причины кризиса предприятия

 

Фактор Содержание
Расчетно-платежная система Несвоевременное поступление оплаты за проданную продукцию
Производственные ресурсы Избыточные запасы, перебои в снабжении, изношенность основных средств
Структура управления Отсутствие эффективной системы управления, нерациональная структура организации
Управление персоналом Недостаточное повышение квалификации сотрудников, низкая заинтересованность (мотивация) в результатах деятельности, ухудшение психологической атмосферы в коллективе
Управление финансами организации Отсутствие чёткой финансовой стратегии организации, игнорирование результатов проведения финансового анализа, отсутствие контроля за денежными потоками
Маркетинг Низкая конкурентоспособность продукции, неэффективная реклама, плохое изучение рынка

 

Антикризисные мероприятия могут отражать «защитную» или «наступательную» тактику организации. К основным защитным мерам можно отнести следующие:

  1. Снижение цен на продукцию фирмы, ее быстрая продажа
  2. Сокращение числа штатных сотрудников
  3. Уменьшение объемов производства
  4. Временное прекращение производства или закрытие одного из подразделений
  5. Продажа части оборудования.

«Наступательная» тактика предполагает наличие активных стратегических действий, к которым можно отнести:

  1. Модернизация оборудования
  2. Внедрение инновационных технологий в систему управления, производства, сбыта и т.д.
  3. Повышение качества продукции
  4. Расширение рынков сбыта и использование других возможностей компании
  5. Реорганизация системы управления.

Антикризисные меры могут также осуществляться в целях восстановления текущей и долговой платежеспособности

Анализ по модели конкурентных преимуществ по Портеру. В соответствии с этой моделью предприятие выбирает себе один из видов стратегии своего дальнейшего развития:

  1. Экономия на издержках (эффект масштаба)
  2. Дифференциация продукции
  3. Фокусирование

Наиболее эффективными антикризисными мероприятиями на предприятии являются следующие:

  1. Повышение эффективности использования основных средств
  2. Рационализация производства и затрат
  3. Реструктуризация задолженности
  4. Рост объемов продаж
  5. Совершенствование маркетинговых стратегий
  6. Улучшение системы высшего управления
  7. Улучшение финансовой отчетности

Антикризисный план можно связать с методикой «Жизненный цикл предприятия»

Фаза 1 жизненного цикла организации - рождение организации. Для нее характерны:

§ определение главной цели, заключающейся в выживании;

§ кризис стиля руководства (руководство одним лицом);

§ основная задача - выход на рынок;

§ организация труда - стремление к максимальному увеличению прибыли.

 

Фаза 2 жизненного цикла организации - детство и юность организации. Отличительные особенности 2-й фазы жизненного цикла организации:

§ главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост;

§ выживание за счет жесткого руководства;

§ основная задача - укрепление и захват своей части рынка;

§ организация труда - планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.

 

Фаза 3 жизненного цикла организации - зрелость организации. Главная цель 3-го жизненного цикла организации:

§ систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа;

§ эффект руководства за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство);

§ основная задача - рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов;

§ организация труда - разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

 

Фаза 4 жизненного цикла организации - старение организации. По сути это высшая ступень зрелости организации. Главная цель в развитии 4-го жизненного цикла организации:

§ сохранить достигнутые результаты (остаться на лидирующих позициях);

§ в области руководства эффект достигается за счет координации действий;

§ основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

 

Фаза 5 жизненного цикла организации — возрождение организации. Главная цель на этой фазе развития организации состоит:

  • в обеспечении оживления по всем функциям;
  • рост организации - за счет коллективизма;
  • главная задача организации — омолаживание;
  • в области организации труда на предприятии - внедрение НОТ, коллективное премирование.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: