Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

Наименование раздела дисциплины Содержание
Раздел 1. Введение в курс«Специальная психология». Общая характеристика нарушений развития. Цели, предмет и задачи курса. Определение, цели, задачи и основные категории специальной психологии. Краткий исторический обзор становления специальной психологии. Учение о дизонтогенезе. Типы дизонтогений: по типу общего стойкого недоразвития, задержанного развития, поврежденного развития, искаженного развития, дисгармонического развития, дефицитарного развития. Психологические параметры (критерии) дизонтогенеза по В.В. Лебединскому. Основные методы специальной психологии.
Раздел 2. Типы психического дизонтогенеза Дизонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость Этиология, патогенез и классификация умственной отсталости (МКБ 10). Критерии умственной отсталости. Особенности развития ребенка с умственной отсталостью. Особенности фенотипа при умственной отсталости, сигмы дезэмбриогенеза. Психические особенности детей с умственной отсталостью: особенности мышления, памяти, внимания, поведения, эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики отклонений умственного развития: методики диагностики нарушений памяти, внимания, мышления. Метод наблюдения ребенка в игровой деятельности. Обучение умственно отсталых детей. Специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью. Олигофренопедагогика: основные подходы к обучению и воспитанию. Обучение на наглядном материале, конкретность. Повторение. Озвучание задания. Трудовое обучение - основа дальнейшей трудовой адаптации. Привитие навыков самообслуживания. Социализация и жизнеобеспечение. Устройство необучаемых детей с умственной отсталостью.
Дизонтогения по типу задержанного развития: ЗПР Этиология, патогенез. Основные виды ЗПР: гармонический инфантилизм, соматогенная и психогенная ЗПР, ЗПР церебро-органического генеза. Эмоционально-волевые особенности детей с ЗПР, произвольная регуляция поведения. Особенности мышления, памяти, внимания, уровня притязаний. Дифференциальная диагностика ЗПР с другими состояниями - умственной отсталостью, деменцией, грубой педагогической и социальной запущенностью. Особенности организации коррекционного обучения детей с задержкой психического развития.
Дизонтогения по типу поврежденного развития: деменции Понятие о психическом заболевании. Органические, эндогенные, психогенные психические заболевания. Изменение когнитивной сферы в болезни: изменение внимания, памяти; снижение процессов обобщения, динамической стороны мышления. Изменение личности в течение психического заболевания: огрубление, гротескность, снижение и нарушение социальной и трудовой адаптации. Определение деменции. Виды деменции. Органические деменции. Деменции при эпилепсии, шизофрении. Психологическая диагностика и дифференциальная диагностика.
Дизонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка Этиология и патогенез глухоты и тугоухости. Нейросенсорная и проводящая глухота (тугоухость). Особенности внимания, памяти, ощущения и восприятия глухого ребенка. Особенности развития речи и мышления здорового и глухого ребенка. Речь «для себя» и «для других», коммуникация как основа речевого развития. Развитие понятийного аппарата глухих детей. Личностная реакция ребенка на ограничение возможностей слуха в подростковом возрасте. Речь глухих детей: наглядно-предметная, мимическая, с использованием пантомимы, жесткая, тактильная. Особенности личности и деятельности глухого ребенка. Основные подходы к обучению глухих и слабослышащих детей. Сегрегация, маргинализация, установка на иждивенчество - как результат неправильных психолого-педагогических подходов. Организация работы специальных коррекционных школ 1 и 2 вида (глухих и слабослышащих). Трудовая адаптация глухих и слабослышащих, ВОГ.
Дизонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка Клинические критерии слабовидения и слепоты. Врожденная и раннеприобретенная слепота. Особенности развития слепого ребенка. Особенности ощущения и восприятия. Развитие мышления и формирование понятий в условиях отсутствия зрения. Представление мира слепым ребенком. Развитие компенсаторных механизмов восприятия слепого ребенка за счет слуха и осязания. Личностная реакция ребенка на дефект - в том числе в подростковом периоде. Особенности личности и деятельности слепого ребенка. Обучение слепых детей. Организация обучения в спец. Коррекционных школах 3 и 4 (слепые, слабовидящие). Основные подходы к обучению «по плоскостному», по Брайлю. Привитие навыков ориентирования, самообслуживание слепых детей. Трудовая адаптация слепого человека, ВОС. Причины потери зрения: травма, прогрессирующие заболевания глаз (катаракта, глаукома) и другие причины. Личностная реакция человека на потерю зрения. Депрессивный синдром, опасность самоубийства (диагностические критерии и тактика психолога). Фрустрация базовых жизненных потребностей, реакция отказа от перспектив. Невротическое развитие личности. Основы психической реабилитации, формирование нового жизненного сценария, мотивов и целей деятельности. Поэтапность и закрепление полученных результатов. Повышение уверенности в себе и своих возможностях. Трудовая и социальная реабилитация.
Дизонтогения по типу дефицитарного развития: психология детей с нарушением речи Понятие речевого нарушения. Логопедия как отрасль специальной психологии и дефектологии. Основные принципы логопедической науки. Уровни речевого недоразвития. Клинико-психологическая классификация речевых нарушений. Нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия). Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Нарушение средств общения. Основные виды логопедической помощи. Психологическая характеристика людей с нарушением речи.
Дизонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм Определение понятия аутизм. Виды аутизма, ранний детский аутизм (РДА). Классификация детского аутизма по МКБ-10.Причины и психологические характеристики РДА. РДА Каннера и Аспергера. Особенности позновательной сферы у детей с РДА. Особенности эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с РДА. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме. Социальная адаптация детей с ранним аутизмом.
Дизонтогения по типу дисгармоничного развития: психопатии и патологическое развитие личности Определение понятия психопатия. Клинико- психологическая структура. Классификация психопатий. Этиология психопатий. Причины. Патогенез. Диагностика психопатии в детском возрасте. Патологическое формирование личности. Факторы.
Раздел 3. Психологическая диагностика и коррекция Диагностика нарушений в развитии Принципы проведения диагностических мероприятий. Основные методы изучения особенностей развития. Комплексная диагностика развития основа диагностического процесса: клиническая, педагогическая, психологическая диагностика. Методы психологической диагностики аномального развития. Общепсихологические, нейропсихологические и патопсихологические подходы к диагностике. Методики изучения отдельных психических процессов, личности и деятельности. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий. Цели, задачи ПМПК. Организация проведения комиссий.
Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - организация, виды, основные подходы к обучению, коррекции, воспитанию. Роль психолога в образовательном процессе, создание условий для социализации, жизнеобеспечения, коммуникации и рекреации детей с ограниченными возможностями. Трудоустройство и трудовая адаптация инвалидов. Роль общественных организаций в жизнеобеспечении инвалидов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: