Тема 1. История становления специальной психологии, основные понятия курса

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Специальная психология как самостоятельная научная дисциплина.

· Определение специальной психологии.

· Объект и предмет исследования специальной психологии.

· Структура и место специальной психологии среди других наук.

2. Основные категории специальной психологии.

· Понятие и виды дефекта

· Понятие и виды компенсации

· Характеристика декомпенсации

· Понятия реабилитации и абилитации

· Адаптация и социализация

3. Теория Л.С. Выготского как методологическая база специальной психологии.

· Качественное своеобразие развития аномальных детей.

· Теория о сложной структуре аномального развития.

· Теория компенсации.

4. Принципы и методы специальной психологии.

Вопросы для самоподготовки:

1. В чем Вы видите совпадение и дифференциацию объекта и предмета специальной психологии, коррекционной педагогики и дефектологии?

2. В чем заключается суть теории о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом?

4. Приведите примеры первичного и вторичного дефектов.

5. Какие признаки (уровни) дефекта легче поддаются коррекции?

6. Как Вы понимаете тезис Л.С. Выготского, что любой первичный дефект по своей природе социален?

7. Каковы возможности компенсации психических функций при различных дефектах? Как Вы понимаете, что такое внутри- и межсистемная компенсация?

Темы для дискуссий:

Как Вы понимаете тезис Л.С. Выготского – «ребенок не есть маленький взрослый»?

Доклады:

1. Идеи Л.С. Выготского о первичности дефекта и вторичных отклонениях в развитии ребенка.2. Теория Л.С. Выготского о компенсации.3. История становления и развития отечественной специальной психологии.4. Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии. 5. Причины нарушений психического развития.

Практическое задание 1. Составить глоссарий по теме семинарского занятия (Понятие дефекта; Компенсация – декомпенсация; Социальная реабилитация и абилитация; Социальная адаптация; Интеграция; Социализация; Логопсихология, Олигофренопсихология, Сурдопсихология, Тифлопсихология, Тифлосурдопсихология и т.д.).

Практическое задание 2. Подготовка сводной таблицы, содержащей сведения о ведущем типе деятельности, социальной ситуации развития и основных психических новообразованиях отдельных периодов онтогенеза. Возрастная периодизация психического развития человека.

Возрастная периодизация психического развития человека

Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования Ключевые понятия
Кризис новорожденности От рождения до 2 месяц.  
Младенчество 2 мес. – 1 год          
Кризис 1 года
             
             
             
               

 

Основная литература:

1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990

2. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960

3. Обухова О. Ф. Возрастная психология. М.,1997

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность.- М., 2002

Практическое задание 3. Заполнить таблицу (письменно) – Причины нарушений психического развития.

 

Эндогенные Экзогенные
   
   
   

Литература:

2.Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

3.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1983. - Т. 5.

4.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 1996.

5.Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

6.Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.

7.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

8.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

9.Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.

Тема 2. Общая характеристика нарушений развития. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Понятие онтогенеза и дизонтогенеза психического развития: общее и различительное.2. Биологические и социальные факторы дизонтогенеза.3. Психологические параметры дизонтогенеза.4. Классификация дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.5. Значение критических периодов развития для состояния нервно-психических функций в условиях патологии.6. Компенсаторные возможности мозга.

Вопросы для самоподготовки:

1. Какому термину в дефектологии идентично понятие дизонтогенез?

2. В чем Вы видите отличия терминов дизонтогенез и дизонтогиния?

3. Какие варианты дизонтогенеза в первую очередь попадают в поле научного интереса специальной психологии?

4. Какие общие проявления дизентогенеза Вам известны?

5. Почему дефицитарный дизонтогенез часто сочетается с задержанным вариантом дизонтогенеза?

Темы для дискуссий:

Способность к аудиальному и кинестетическому восприятию у слепых и визуальному у глухих выше чем у людей без дефектов – миф или реальность?

Доклады: 1. Диагностика психического развития детей в раннем онтогенезе. 2. Закономерности психического развития в норме и патологии.

Практическое задание 1. Дать общую характеристику типам дизонтогенеза по В. В.Лебединскому. Раскрыть содержание терминов: асинхрония развития, акселерация, децелерация, гетерохрония, ретардация, церебральная альтерация, недоразвитие, нарушение развития. Привести примеры для дифференциации этих терминов.

Объяснить, как вы понимаете высказывание Л.С. Выготского о том, что структура аномального развития сложна, что наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного развития.

Практическое задание 2. Составить конспект по монографии: Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. – 144 с., Глава 2. Психологические закономерности дизонтогенеза стр. 15-25.

Литература:

1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1983. - Т. 5.

3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 1996.

4. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

8. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: