К учебной психологической практике

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов, обучающихся по направлению 37.05.02 «Психология служебной деятельности» и 37.03.01 «Психология»

 

 

Севастополь

2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе профессия психолога становится всё более востребованной, а ее предметные воплощения охватывают все новые сферы человеческой жизнедеятельности. Знакомство с практической психологией, тем не менее, должно начинаться с наиболее разработанных отраслей. Изучение опыта практической деятельности психолога детского сада и школьного психолога позволяют выделить следующие отличительные особенности профессиональной деятельности специалистов этого профиля:

· общественная и личностная значимость целей и задач их деятельности;

· сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют разноплановость профессионального труда психолога;

· подвижность условий выполнения профессиональных обязанностей;

· соответствие между характером процесса и результатами профессиональной деятельности;

· актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике;

· методологическое единство целей, задач и функций с индивидуальными возможностями и потребностями специалиста.

Таким образом, для специалистов данной сферы чрезвычайно важной является проблема качества вузовской подготовки, эффективной профессионализации.

В процессе обучения в вузе студенты-психологи должны не только получить глубокие знания по психологии, но и научиться работать в конкретном учреждении, с конкретными людьми, оказывая им необходимую психологическую помощь.

В системе профессиональной подготовки психолога важно на основе актуализации теоретических знаний и положительного отношения к профессии овладеть специальными умениями: анализировать и обобщать психологическую информацию, использовать разнообразные формы, методы, средства и приемы профессиональной деятельности, психологически грамотно строить отношения с окружающими людьми.

Большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения специалиста обладает практика.

Главными условиями эффективности психологической практики являются:

· систематичность и последовательность проведения практики, широта охвата сфер профессиональной деятельности психолога;

· взаимосвязь практики с теоретическими курсами;

· сочетание учебных, практических и исследовательских задач в содержании практики;

· дифференциация и индивидуализация организации и проведения практики.

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для специальности 37.03.01 «Психология»; и 37.05.02 «Психология служебной деяетельности» практика является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов и проводится как на базе учебного заведения, так и на предприятиях и в организациях различных отраслей хозяйства, образования, охраны здоровья, культуры, торговли и государственного управления.

Психологическая учебная практика студентов - это начальный этап практического освоения профессии психолога. В соответствии с учебным планом и структурно-логической схемой подготовки специалиста учебная практика проводится в учреждениях образования.

Наблюдения за растущей, развивающейся личностью позволяют глубже понять происхождение и динамику формирования психических образований, закономерности выстраивания их в целостную иерархическую структуру, характер их зависимости от внешних воздействий (прежде всего процесса и способов обучения и общения). Наблюдение за работой школьного психолога, посильное участие в проводимых им мероприятиях формируют у студентов реалистичное представление о содержании психологической работы в учреждении образования, о месте психолога в коллективе школы и его роли в учебно-воспитательном процессе.

Базами учебной практики являются школы и детские дошкольные учреждения. Задания на учебную практику в учреждениях образования предполагают изучение и освоение простейших содержательно-практических, коммуникативных и просветительских функций школьного психолога. Все задания привязаны к основной деятельности школы и дошкольного учреждения – учебно-воспитательному процессу, к контингенту школ (ДДУ) – детям и педагогам. Особое внимание уделено процессам педагогического общения, учебной и познавательной деятельности детей и подростков, проявлениям школьной дезадаптации учащихся, взаимодействию школы (ДДУ) и семьи в вопросах организации жизни, воспитания, образования и развития детей, психологии педагогической деятельности.

Цель учебной практики - овладение современными методами и формами организации профессиональной деятельности, формирование на базе полученных теоретических знаний первичных профессиональных умений и навыков для последующего их использования в реальных условиях самостоятельной практической деятельности, формирование потребности в систематическом обновлении знаний и их творческом применении.

Прохождение практики возможно после освоения теоретических дисциплин, входящих в базовую часть ООП, а также практическими занятиями: курс «Введение в профессию», курс «Использование информационных технологий в психологии», курс «Статистические методы в психологии», курс «Общая психология», курс «Психология развития, возрастная психология».

Объем практики

Курс Общий объем, ЗЕ (ч) Контактная работа, ч Самостоятельная работа, ч Реферат, РГЗ, контр. работа, коллоквиум Курсовой проект (работа) Итоговая конференция (семестр)
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
  (108)         -  

 

Задачи учебной психологической практики:

· ознакомление студентов со структурой и деятельностью учреждений образования;

· формирование у студентов представлений о будущей профессии, стойкого интереса к профессии психолога, потребности в самообразовании;

· реализация элементов экспериментальной, диагностической, психопрофилактической и просветительской работы школьного психолога (психолога ДДУ); овладение способами анализа деятельности учителя на уроке;

· развитие способности анализировать наблюдаемые явления и события, интерпретировать полученные результаты исследовательской работы;

· формирование и развитие профессиональных навыков и умений;

· развитие у студентов умений самоорганизации и самоконтроля, профессиональной и личностной рефлексии;

· формирование навыков ведения служебной документации.

К концу учебной психологической практики студент должен овладеть следующими профессиональными умениями:

· выделять и объяснять психологические проблемы в рамках своей компетентности;

· прогнозировать развитие проблемной ситуации;

· устанавливать доверительное общение с разными субъектами педагогического процесса;

· определять место и роль психолога в учебном коллективе, анализировать и контролировать свое поведение и деятельность в соответствии со статусом и этическими нормами практической деятельности психолога;

· делать теоретические и аналитические сообщения перед аудиторией;

· вести учётную и другие виды служебной документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: