Византийская архитектура

Глава II

Культура Византии

 

В V-VII веках Восточная Римская империя является центром раннесредневековой культуры. На землях ей подвластных были заложены основы художественного развития восточно-христианского мира.

В составе Восточной римской империи преобладало греческое население, которое называло свое государство «Ромейской» державой (от Roma – Рим). На ее обширных территориях, включавших Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Кипр, Крит, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии, некоторые районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе, жили различные народы и народности.

Всех этих людей, проживавших на территории столь обширного государства объединяли традиции, возникшие еще во времена эллинизма и господства Рима. При этом же местное население Египта, Сирии и Палестины старалось сохранять традиционную культуру своих народов. Поэтому в культуре Византии, основанной на христианском мировоззрении, присутствовали черты и традиции эллинистического искусства и искусства Востока.

Главой восточной римской империи был василевс. Ему была дана власть от Бога, чтобы править страной. Император и патриарх представляли духовную власть на земле. Сама церемония богослужения, совершаемая в византийских храмах, была примером хорошо продуманного и разработанного действа, которое современники называли «бестелесным и духовным театром».

Выходы государя и все церемонии императорского двора воспринимались как проявления реальности иного мира – мира небесного. Роскошные одежды василевса были красочны. Его трон, спускаемый «с небес», окружало сияние. У подножия императорского трона находились дикие звери, а слух услаждался пением птиц.

Таким образом, мы можем сказать, что для придворной культуры Византии характерны пышная зрелищность, поражавшая воображение современников, парадность и красочность христианских богослужений и дворцовых церемоний, понимаемых как символ духовного блаженства.

Духовным и политическим центром византийского государства был город Константинополь.

Византийская архитектура

Со времени возникновения Восточной Римской империи ее города строились в соответствии с правилами античного зодчества. Важнейшие общественные здания возводились на центральных магистралях, которые украшались колоннадами и портиками. Значительные городские территории занимали дворцовые комплексы. Дома жителей города, как правило, не превышали двух этажей. Город защищали оборонительные стены.

Со временем города росли и утрачивали свою регулярную планировку. Улицы становились узкими и кривыми, даже в столице Византийского государства ширина многих улиц была не более 2,5 метров.

Культовые сооружения Византии включали храмы, монастырские комплексы и гробницы. Здания религиозного назначения были двух типов – базиликальные и центрические.

 

Монастырь св. Екатерины. Синай
Базиликальные храмы имели небольшие размеры (так называемые у короченные базилики). Строились они из обтесанного камня и имели три, реже пять, нефов. Такие храмы редко имели трансепт (поперечный неф). Перед большинством базилик

отсутствовал атрий.

Центрические сооружения представляют в плане круг, восьмиугольник или равноконечный крест.

В V в. у базилик появляются купольные перекрытия. Это было связано как с традицией купольных перекрытий светских зданий, так и с разработкой ритуала христианской службы, которая проводилась вокруг специального возвышения, находившегося в центре храма (прообраза будущего амвона – места перед алтарем, с которого произносятся проповеди,

читается Евангелие). Купол подчеркивал центр храма.

Перекрытие куполом прямоугольного в плане здания являлось довольно сложной задачей. Для ее решения зодчие выделили подкупольный квадрат, а переход от него к куполу осуществлялся при помощи треугольных сферических сводов – парусов. Так появилась новая конструктивная форма.

Опоры подкупольного квадрата соединяются между собой подпружными арками. Арка, предваряющая алтарь, называется триумфальной.

Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна  
Примером здания, в котором ранее всего была применена новая конструктивная форма, может служить мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (ок.440 г.) - дочери императора Феодосия Великого. На самом же деле Галла была похоронена в Риме, а её так называемый мавзолей был молельной капеллой.

В 532-537 гг. в столице Восточной Римской империи был построен самый величественный храм, названный в честьпремудрости Божьей Святой Софией. История сохранила имена архитекторов, создавших это чудо, - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Они были не только зодчими, но и знаменитыми учеными своего времени. Создатели храма должны были выразить в архитектурных формах сложность и гармонию Вселенной, а также могущество императорской власти.

На строительстве работало 10 тысяч человек. По приказу императора Юстиниана все провинции и города Византии поставляли античные колонны, разноцветный мрамор и другие материалы для строительства.

Святая София объединила в своей конструкции базиликальный и центрические тип постройки. В плане храм представлял прямоугольник, в центре которого находился квадрат. Опоры главного купола находились в углах этого квадрата. Переходом от опор к куполу были паруса.

 

Диаметр центрального купола составляет около 32 м. Значительный распор (вертикально направленная сила давления) передавался на два больших полукупола, расположенных на продольной оси здания. К большим полукуполам примыкали малые. Сила распора таким образом перераспределялась, дробилась, пока ее не принимали мощные пилоны.

 

Наружний облик Святой Софии был внушителен. С трех сторон к храму почти вплотную подступали городские постройки, только с восточной стороны его можно было видеть от вершины до основания. Воздвигнутый на одном из холмов Константинополя, собор был виден отовсюду.

Перед входом в собор находился двор-атрий, окруженный портиками, а в центре красовался мраморный фонтан.

Прихожане, входя в нартекс, могли видеть мраморную облицовку стен и золотые мозаики сводов. Девять дверей вели из нартекса внутрь Святой Софии.

Через центральный вход могли попасть в храм только император и патриарх. Простые византийцы входили через крайние двери, ведущие в боковые нефы.

Мощные опоры главного купола были скрыты от глаз благодаря тому, что зрительно они были включены в состав нижней и верхней аркады центрального нефа и выглядели как мраморные стены, завершающие колоннаду. Верхнюю часть стен прорезывали два ряда окон.

Современный вид храма Святой Софии.
Освещение центрального нефа нарастало по мере подъема по направлению к главному куполу, основание которого было прорезано 40 окнами. Простенки между ними не были видны, от чего

казалось, что купол, облицованный изнутри голубой мозаикой с золотым крестом в центре, парит в небе.

Пол храма, выполненный из разноцветного мрамора, порфира и яшмы, украшали прихотливые узоры.

Когда строительство храма было завершено, византийский летописец VI в. Прокопий написал: «Этот храм являет собой чудесное зрелище. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит, - невероятным. Он взмывает ввысь, словно до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных волнах моря… Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само рождает этот дневной блеск, так чудно светел этот храм».

 

Объемное изображение и план крестово-купольного храма
В VIII-IX вв. наибольшее распространение получают крестово-купольные храмы. Отличительной их чертой стало появление крестообразно расположенных помещений, своды которых перекрывались под прямым углом. В месте пересечения возводился

купол. Такой тип храма позволял создавать большое количество вариантов, изменять масштабы здания, оставляя неизменным центральное ядро. Оно состояло из купола на барабане, опиравшегося на 4 свободно стоящие опоры. От него крестообразно, ориентируясь на стороны света, расходились прямоугольные помещения (так называемые «рукава»), перекрытые чаще всего цилиндрическими сводами. В плане все это образовывало равноконечный крест.

 

 

Церковь Осиос Давид в Салониках

 

Пространства между рукавами креста и наружными стенами имели квадратную форму. Позднее их стали перекрывать сводами. Сводчатые перекрытия разных помещений имели не одинаковую высоту, повышаясь от углов к центру, что, несомненно, влияло на освещенность храма. Наиболее освещенным местом являлось подкупольное пространство. Примером такого храма может служить церковь Осиос Давид в Салониках (Греция).

Другая важная часть крестово-купольного храма - алтарь, обозначенный полукруглой или многогранной апсидой. Количество апсид не превышает количества нефов. Как правило, в храмах была одна или три апсиды.

Начиная с IX в., размеры храмов уменьшаются. Скромные размеры зданий

не позволяли уже изображать Вселенную средствами архитектуры, как это было в Святой Софии, а только ее символизировать – вот почему возросло значение храмовых росписей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: