Механизм протекания культурного шока

 

Гарри Триандис выделяет пять этапов процесса культурного шока. Этапы или фазы приспособления к чужой культуре образуют U- образную кривую: с течением времени человек чувствует себя хорошо, плохо, очень плохо, лучше, хорошо, очень хорошо.

1 этап называется “медовым месяцем», когда человек испытывает душевный подъем, воодушевление. Собственная культура не анализируется.

2 этап называется «отчуждением». Возникают первые трудности в общении, человек испытывает раздражение от того, что его окружает: чужой язык, модели поведения в общественных местах, непривычная еда и т.д. Именно в этот период люди стремятся к контактам с соотечественниками, с которыми обмениваются впечатлениями о том, «как ужасны местные жители», «как ужасна жизнь в данной местности» или испытывают чувство одиночества и состояние изоляции в новой культуре, начинают тосковать по родине.

Возникает чувство страха, тревоги из-за того, что неизвестны последствия каких-либо событий. Происходит дезориентация в новом культурном окружении, так как знакомые и привычные «ключи» могут не работать в новых условиях.

Человек не знает, как воспринимаются и оцениваются поступки и не может прогнозировать их последствия, не может справиться с неоднозначностью. У человека появляется чувство, что он жертва обстоятельств, что он изгой и отвергнут всеми. Он теряет уверенность в себе или чувство самоуважения и теряет контроль над собой. Поскольку ощущение потери контроля нарастает, симптомы культурного шока становятся все многочисленнее и интенсивнее, развивается депрессия.

3 этап называется «эскалацией». Именно на этом этапе наступает пик всех проявлений. Человек часто ощущает себя окончательно отвергнутым и беспомощным. Одни возвращаются на родину, признают свое поражение, другие заставляют себя изучать язык, обычаи, историю местной культуры и тем самым пытаются справиться с ситуацией.

4 этап называется «непониманием». В этот период конфликты воспринимаются как непонимание, как результат культурных различий. У человека появляется ощущение уверенности, оптимизма.

5 этап называется «пониманием». У человека приходит осмысление и освоение чужой культуры. Он постепенно оценивает, изучает и усваивает новую культуру. Завершаются относительно стабильные изменения самого человека, обусловленные требованиями окружающей среды [Триандис, 2007: 328-329].

Говоря о культурном шоке, следует добавить, что положительные и отрицательные моменты не закреплены за каким-то одним этапом аккультурации. Они не преодолеваются раз и навсегда, а имеют тенденцию к повторению в режиме чередования: преобладает то чувство потерянности, неудовлетворенности, то ощущение «вживания» и комфортного самочувствия.

 

Гарри Триандис отмечает, что при повторном возвращении в принимающую культуру, то весь процесс можно изобразить W -образной кривой. Первая половина этой кривой - это U- образный процесс, описанный выше; вторая половина - U- образный процесс переживания повторного шока. При возвращении домой люди в большей или меньшей степени испытывают такой же U- образный цикл адаптации. Сначала сразу после возвращения человек находится в приподнятом настроении, его с радостью встречают родственники, друзья. Затем он вынужден адаптироваться к изменениям образа жизни, отличного от заграничного. Третья фаза включает повторный процесс приспособления к собственной культурной среде. Конечная фаза состоит в восстановлении навыков успешного взаимодействия с ней [Триандис, 2007: 329].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: