О почитании праздников

 

Праздники не человеками измышлены, а Богом установлены. Первоначальное установление праздников явилось еще в раю, — по сотворении мира Бог благословил седьмой день и освятил его (Быт. 2:1-3). Позднее, когда Господь освободил евреев из земли египетской, то Сам установил праздник Пасхи, в память выхода их из страны рабства (Исх. 12:14-17, 24; 13:3—10; Лев. 23:2-5, 28). Во время путешествия евреев из Египта преподаны были через Моисея на горе Синайской заповеди Божии, в одной из которых (4-ой) приказано помнить день отдыха — субботний, чтобы святить его еженедельно. Затем установлены были для народа еврейского и многие другие праздники, например Пятидесятницы, праздник Кущей и подобные им:

Лев. 23:2. «Объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания.»

Лев. 23:25. «Никакой работы не работайте и приносите жертву Господу.»

Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники: Пятидесятницы — в память Синайского законодательства (Исх.19 гл.); Пурим (жребий) — в память избавления иудеев в Персии от Амана (Есф. 9:20-22, 24-28); обновления храма при Иуде Маккавее, оскверненного Антиохом Епифаном (1 Мак. 4:36-59 и пр) — так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении:

Лк. 4:16. «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.»

Ин. 5:14. «Потом Иисус встретил его (расслабленного) в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.»

Господь праздники знаменовал и делами милосердия, внушая при этом не отлагать в праздники вообще таковых дел:

Мф. 12:11. «Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?»

Мф. 12:12. «Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.»

Лк. 13:15. «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?»

Лк. 13:16. «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?»

По примеру Иисуса Христа, апостолы также посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времен апостольских ведет свое начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной Церкви получает особенно важное значение:

Мк. 16:9. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.»

Ин. 20:19. «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!»

Первый день недели уже при апостолах получает особенно знаменательное значение и становится истинным праздником для всех учеников Иисусовых:

Деян. 20:7. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.»

Деян. 20:8. «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.»

В этот же день установлено и дело милосердия:

1 Кор. 16:1. «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.»

1 Кор. 16:2. «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.»

В день воскресный апостол и евангелист Иоанн Богослов удостоился слышать голос Божий:

Откр. 1:10. «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний.»

Важнейший из всех праздников христианских есть праздник Св. Пасхи, или Светлого Воскресения Христова, о котором апостол говорит:

1 Кор. 15:14. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.»

1 Кор. 15:15. «Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;»

1Кор.15:16. «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос ие воскрес.»

1 Кор. 15:18. «Поэтому и умершие во Христе погибли.»

1 Кор. 15:19. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.»

1 Кор. 15:20. «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.»

1 Кор. 5:8. «Посему станем праздновать (Пасху) не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.»

Празднование Пасхи предписывается также в Постановлениях апостольских (кн. 8-я, гл. 32).

Кроме Пасхи, в новозаветной Церкви соблюдаются также праздники, называемые Господними и Богородичными, например:

Деян. 2:1. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.»

Обо всех праздниках новозаветных, Господних, Богородичных и прочих, должно заметить, что они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Подобно тому как в Ветхом Завете Израиль праздновал дни освобождения от рабства египетского, так и христиане должны праздновать дни событий из земной жизни нашего Искупителя и дни угодников Его, подражавших своею жизнью, подвигами и смертью Самому Искупителю, господу Иисусу Христу.

И именно в эти праздничные дни каждый истинно верующий во Христа должен посвящать себя служению Богу, подобно тому как христиане первенствующей Церкви посвящали эти дни преимущественно участию в молитве и богослужебных собраниях:

Лк. 24:53. «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Ср.: Деян. 20:7.»

Что значит «праздновать»? — спрашивает святитель Филарет, митрополит Московский, и отвечает: «Церковный праздник есть благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда и плоти и собирает силы для работных дней жнзни» (Слово III, 19:3), — а потом «день, освященный для праздника, (прежде всего) должен решительно и вполне принадлежать Богу и Его храму» (Слово IV, 7).

И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники:

Кол. 2:16. «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу.»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: