О таинстве Елеосвящения. Христос Спаситель, Врач душ и телес, не оставил без Своего попечения людей, одержимых недугами телесными

 

Христос Спаситель, Врач душ и телес, не оставил без Своего попечения людей, одержимых недугами телесными, и для вспомоществования нам в этих трудных обстоятельствах человеколюбие Христа Спасителя открыло новый источник спасительной благодати в таинстве Елеосвящения и призывает нас, чтобы, подвергаясь болезням, мы приходили к сему источнику с живою верою и надеждою и получали дары благодати.

Необходимость таинства Елеосвящения, кроме Свящ. Писания (Иак. 5:14-15), подтверждается еще свидетельством истории древней христианской Церкви от дней апостольских и во все последующее время в течение первых трех веков христианства. О существовании этого таинства в древне-христианской Церкви свидетельствует, например, Ориген. Перечислив разные средства к отпущению грехов, каковы: крещение, мученичество и проч., Ориген продолжает: «Есть еще и седьмой род отпущения грехов через покаяние, способ трудный и тяжкий, когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства... причем исполняется и то, что говорит апостол Иаков: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церквии (Иак. 5:14-15).

 

Предзнаменование таинства Елеосвящения:

Мк. 6:13. «Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.»

Заповедь верующим врачевать своих болящих через пастырей Церкви:

Иак. 5:14-15. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.»

Лк. 10:34. «Перевязал ему раны, возливая масло и вино...»

Деян. 3:6. «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.»

Польза от Елеосвящения:

Иак. 5:15. «И молитва веры исцелит...»

Иак. 5:16. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться...»

Мк. 9:23. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.»

Мф. 9:22-29. «По вере вашей да будет вам.»

Действия таинства Елеосвящения следующие: оно содействует приумножению Божественной благодати; укрепляет в страданиях, особенно в борьбе со смертью, содействует прощению грехов, облегчает телесные страдания и часто содействует полному выздоровлению. Если таковы действия этого таинства, то прибегать к нему должно не с чувством страха и с мыслью о неизбежности смерти, а с верою и упованием на помощь Божию и облегчение в страданиях. Окружающие больного согрешили бы, если бы по их вине больной умер, не воспользовавшись этим таинством.

 

 

О богослужении

 

Согласно постановлениям и примеру св. апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определенных местах, или храмах:

Деян. 16:13. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.»

Деян. 20:7. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.»

Деян. 20:8. «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.»

В положенное время («час молитвы»):

Деян. 3:1. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.»

Во главе с поставленными «предстоятелями», или пастырями:

1 Фес. 5:12. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас.»

 

Молитва такая называется «служением», богослужением (литургией):

Деян. 13:2. «Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.»

Флп. 2:17. «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.»

Богослужение слагается из молитв, песнопений и чтения Свящ. Писания:

Деян. 4:24. «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!»

Деян. 4:25. «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?»

Деян. 4:26. «Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его (Пс. 2:1-2).»

Деян. 4:27. «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским.»

Деян. 4:30. «Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.»

Деян. 4:31. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.»

1 Тим. 2:1. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,»

1Тим.2:2. «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.»

Еф. 5:19. «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.»

Кол. 4:16. «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии прочитайте и вы.»

Далее, богослужение состоит из молитвенных действий, например, преломление, воздевание рук и др.:

Деян. 20:11. «Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.»

1 Тим. 2:8. «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.»

Весь порядок богослужебный «устроен», или установлен, самими апостолами («прочее устрою»):

1 Кор. 11:33. «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.»

1 Кор. 11:34. «А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.»

Богослужение непременно должно быть совершаемо в правильном порядке, согласно установленному чину, чинно:

1 Кор. 14:40. «Только все должно быть благопристойно и чинно.»

1 Кор. 14:23. «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?»

Богослужение православное именно и представляет собою «чины» (см. в Служебниках и «Собрании литургий» И. Гоара), сохранившиеся от времен апостольских. Чин Божественной литургии первоначально устроен, или составлен, ап. Иаковом, затем в полном виде записан Василием Великим, епископом Кесарийским, а в кратком виде изложен архиеп. Иоанном Златоустом (чит. «Собрание древних литургий» Е. Ловягина). Богослужение должно быть совершаемо благообразно, благопристойно (1 Кор. 14:40), со славою и благолепием, с сохранением добрых обычаев:

Исх. 28:2. «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия.»

Лк. 2:42. «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.»

1 Кор. 11:16. «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.»

Все храмовое богослужение, все внешние обряды, бывшие в Ветхом Завете, не отменены Христом и в Новом Завете, что ясно видно из апостольского чтения (Евр. 9:1-7). Здесь апостол пишет: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Почему апостол говорит: «И первый», а не просто «первый»? Не ясно ли, что если «и первый)), следовательно «и второй», т. е. новый, завет Христов имеет подобное постановление.

А что говорят о церковном богослужении и молитве последующие за апостолами св. угодники Божии? Например, преп. Иосиф Волоколамский: «Если кто говорит, что и в дому могу помолиться, то прельщает себя тот человек. Помолиться и в дому можно, но помолиться так, как в церкви — невозможно. Там множество народа, там возносится к Богу пение единодушное; там единомыслие, согласие и союз любви. Поэтому не так бывает услышан, молясь отдельно Господу. Потому что здесь воссылаются священнические молитвы и вместе с народом восходят на небо. Так, ап. Петра молитва избавила от темницы, потому что молитва бывших в церкви была прилежна о нем (Деян.12:5). Если Петру помогла церковная молитва, то как ты умаляешь ее силу и какое можешь найти себе оправдание?» («Просветитель», слово 7).

Итак, православное учение о богослужении основано и на Слове Божием, и на истории Церкви, а следовательно воистину необходимо. Восстающие против этой истины сектанты только обличают сами себя в непоследовательности, ибо и сами без богослужебных обрядов не обходятся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: