Требования к содержанию структурных элементов курсовой работы

 

Структура курсовой работы бакалавра должна состоять из следующих элементов:

- титульный лист;

- задание на выполнение курсовой работы;

- оглавление;

- термины, определения и сокращения (при необходимости);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по форме, приведенной в Приложении В.

На титульном листе приводят следующие сведения полное наименование вышестоящей организации; полное наименование вуза согласно Уставу; полное наименование школы и кафедры; фамилия, имя, отчество автора работы; тема работы; дисциплина, по которой выполняется работа; направление и профиль подготовки, форма обучения; должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя и консультанта (если имеется); наименование города и текущий год.

Задание на выполнение курсовой работы оформляется в соответствии с Приложением Г, в котором должны быть указаны: наименования вышестоящей организации, вуза, школы, кафедры; фамилия, имя, отчество автора работы, место его работы (для студентов заочной формы обучения); тема, цель и общее направление работы, ее содержание и сроки выполнения.

Оглавление курсовой работы (Приложение Д) должно соответствовать ее теме и плану. Оглавление дается вначале, т.к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы.

Оглавление включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются данные элементы работы.

Термины, определения и сокращения. Структурный элемент курсовой работы «Термины, определения и сокращения» состоит из перечня терминов, определений и сокращений, применяемых в данной работе. Данный структурный элемент курсовой работы носит не обязательный характер.

Введение. Во введении должна содержаться краткая оценка современного состояния рассматриваемой научной или научно-технической проблемы и обосновываться необходимость проведения данной работы, а также отражаться актуальность и новизна работы, ее связь с другими ранее проводившимися исследованиями, цели и задачи работы.

Во введении необходимо отразить:

- обоснование выбора темы, ее актуальность;

- базы исследования проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области (3–4 авторов из списка использованных источников);

- основную цель и задачи работы;

- объект и предмет исследования;

- методы исследования;

- структуру работы с указанием количества использованных источников.

Актуальность должна раскрывать насущность, важность избранной темы в рамках решения определенной задачи (проблемы). Как правило, в этой категории дается краткое описание результатов, полученных исследователями, а также акцентируется внимание на недостаточно изученных аспектах.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень ее проработанности в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации.

Правильно сформулированная актуальность выбранной темы свидетельствует об умении отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и пока неизвестно о предмете исследования.

Цель работы должна быть сформулирована, исходя из ее названия. Для грамотного представления цели к теме работы необходимо добавить один из глаголов: «исследовать», «проанализировать», «изучить» и др.

Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Объект исследования в изучаемой проблеме должен быть представлен какой-либо материальной или идеальной системой.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться. Это исследовательский вопрос, который ставит студент в своей работе.

Объем данного структурного элемента курсовой работы должен составлять не более 2–3 страниц текста.

Основная часть курсовой работы должна содержать материалы, отражающие сущность, методику и результаты выполненных исследований.

Основная часть курсовой работы может состоять из одного или двух нижеприведенных разделов:

1. Теоретический раздел – обзор литературы с обоснованием направления исследования, определения круга задач, описания методов их решения, их сравнительная оценка, выработка общей методики проведения исследования.

2. Практический (экспериментальный) раздел – исследовательский раздел, содержащий теоретические и экспериментальные исследования с описанием их характера, методов, методик расчета результатов; в некоторых случаях – обоснование проведения экспериментальных работ с описанием метрологического обеспечения, данные об объектах измерений, измеряемых величинах и средствах измерений, их метрологические характеристики, оценку правильности и экономической обоснованности выбора средств измерения, полученные экспериментальные данные.

Теоретический раздел курсовой работы должен содержать полное и систематизированное изложение состояния вопроса по теме работы.

Сведения, содержащиеся в этом разделе, должны давать полное представление о состоянии и степени изученности поставленной в работе проблемы. Предметом анализа этого раздела должны быть идеи и проблемы, возникающие при решении поставленных в курсовой работе целей, а также имеющиеся в научных публикациях экспериментальные данные, позволяющие правильно выбрать пути и методы решения поставленных задач.

Данный раздел курсовой работы по существу должен представлять собой аналитический обзор имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме, позволяющий найти пути решения поставленных задач и выявить умение автора обобщать и критически рассматривать имеющиеся теоретические воззрения и экспериментальные данные.

Написание аналитического обзора проводится на базе предварительно подобранных литературных источников, в которых освещаются вопросы, в той или иной степени раскрывающие тему курсовой работы. Подбор необходимой научной литературы проводится с использованием библиотечных каталогов, реферативных журналов, научных журналов по соответствующему научному направлению, а также монографий, учебников, справочников, нормативной документации, патентной литературы, электронных баз данных и других публикаций. Проводится ознакомление как с отечественной, так и с зарубежной литературой, опубликованной на разных языках.

В обзоре литературы могут использоваться неопубликованные труды лишь с согласия сотрудников кафедры или научного руководителя курсовой работы. В этом случае ссылка на источник дается в тексте и в список используемых источников не выносится. Такие данные обычно приводятся для сравнения и сопоставления при обсуждении полученных результатов.

Изучение литературных источников целесообразно проводить в определенном порядке, переходя от более простого к более сложному. Следует начинать с работ общего обзорного характера, а затем знакомиться с работами по более узкой тематике и узкопрофильным публикациям.

Вначале следует ознакомиться с общетеоретической литературой (учебники, статьи в теоретических журналах), а затем с работами по прикладному направлению. Ознакомление следует начинать с книг и обзоров, а затем знакомиться со статьями-первоисточниками.

Поиск требуемых литературных источников следует проводить в обратно-хронологическом порядке, т.е. вначале выявлять необходимые источники среди материалов, опубликованных в последние годы, а затем переходить к поиску более ранних публикаций (как правило, за последние 5–10 лет).

Особое внимание следует обратить на нормативную и техническую документацию, посвященную рассматриваемой проблеме и объектам исследования, патентную литературу и каталожные издания.

По возможности следует изучить рассматриваемую проблему не только по печатным источникам, но и по неопубликованным и рукописным материалам информационных центров, предприятий, институтов, архивов.

Важное место в работе над литературными источниками должно занимать изучение «истории» вопроса. Знакомство с работами исследователей, ранее изучавшими данную проблему, страхует от дублирования ранее выполненных работ и повторения давно раскритикованных ошибок, позволяет определить место предполагаемого исследования в общем ходе изучения проблемы, облегчает использование опыта предшественников, дает возможность проследить за общими тенденциями развития вопроса и на этой базе строить свой прогноз.

История вопроса обычно излагается вслед за теоретическими основами рассматриваемой проблемы, так как исследователь, приступая к изучению истории вопроса, должен в какой-то мере владеть теоретическими знаниями, что также ориентирует его в направлении отбора того или иного материала.

Излагая содержание работ своих предшественников, следует показать их вклад в изучение проблемы, а также отметить пропущенные или принципиальные ошибки, объективно оценить значимость работы, ее роль в решении исследуемой проблемы.

При подборе и анализе материалов необходимо отказаться от тенденциозности подборки: в равной мере в обзоре должны указываться данные, подтверждающие и отрицающие выбранную автором теоретическую концепцию, согласующиеся и не согласующиеся с его представлениями и полученными экспериментальными данными.

Используя при составлении аналитического обзора различного рода реферативные материалы, статьи обзорного характера, справочники, учебники и др., следует не забывать, что в центре внимания должен быть первоисточник, знакомство с которым позволяет избежать ошибок, неточностей и тенденциозности, которые достаточно часто выявляются при ознакомлении с «вторичными» материалами.

Работа над первоисточниками состоит в основном из двух этапов:

- предварительного просмотра материала, когда выделяется основное содержание работы в целом и ее главные мысли, что позволяет оценить важность данной работы и обосновать необходимость более детальной ее проработки;

- изучения материала с критическим анализом.

При работе с научными книгами (монографиями, сборниками трудов и т.д.) необходимо ознакомиться с их содержанием по оглавлению, просмотреть книги, прочитать аннотацию, введение, заключение. В том случае, если имеющиеся в книге материалы представляют интерес, следует провести детальное изучение данной работы.

При работе с первоисточниками и монографиями целесообразно придерживаться определенных правил работы с научной литературой:

- отделить в материале основное от второстепенных деталей;

- разобраться в незнакомой терминологии, понятиях и определениях;

- записать возникающие при чтении вопросы;

- прочитать главу книги или статью, составить для себя конкретные вопросы типа: «В чем главная мысль работы?», «Каковы аргументы в подтверждение этой мысли?», «Что можно возразить автору?», «Какие выводы вытекают из работы?».

Завершающим этапом этого раздела курсовой работы должны стать анализ современного состояния вопроса, выявление круга неразрешенных задач, что весьма важно для определения перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Аналитический обзор должен заканчиваться обоснованием необходимости проведения практической (экспериментальной) части работы.

Практический (экспериментальный) раздел. В зависимости от характера выполняемой работы второй раздел основной части курсовой работы может называться «Практическая часть» (если работа носит аналитический характер) или «Экспериментальная часть» (если работа носит научно-исследовательский характер). В данном разделе рассматриваются вопросы, раскрывающие тему исследования. Эти вопросы должны обсуждаться и анализироваться на основе конкретных экспериментальных данных, полученных лично студентом, а также на материалах, собранных им при прохождении учебной и производственной практик.

Четкая формулировка целей и задач исследований, подробная характеристика объектов исследования обязательны в данной части работы. Методы исследований должны излагаться кратко, в случае использования обычных стандартных методов дается лишь ссылка на соответствующий нормативный документ или литературный источник.

Для получения конкретных данных и решения поставленных вопросов при подготовке практического (экспериментального) раздела:

- исследуются потребительские и другие свойства однородных групп и видов потребительских товаров;

- изучаются изменения свойств товаров и материалов в процессе их хранения и транспортирования;

- определяются свойства новых товаров и материалов, полученных по новой или усовершенствованной технологии;

- рассматриваются вопросы комплексной оценки качества и уровня качества товаров;

- анализируются материалы экспертной оценки качества товаров и сертификационных испытаний;

- проводятся анкетные опросы и наблюдения с целью выявления потребностей потребителей, а также их мнения о качестве и ассортименте товаров;

- разрабатываются и совершенствуются методы оценки качества товаров, экспресс-методы анализа, экспертизы, инструментальной базы для проведения испытаний;

- рассматриваются вопросы по совершенствованию ассортимента, требований к качеству и условий хранения товаров и снижению их потерь.

В зависимости от темы работы могут быть проанализированы процессы оптовых закупок, договорная деятельность, оптовые продажи, хозяйственные связи, торгово-технологические процессы на складах и в рознице, товароснабжение розничной торговой сети, тарные операции, средства рекламы, их эффективность и др.

Маркетинговые исследования выполняются по различным направлениям: комплексное исследование рынка, маркетинговых составляющих конкурентоспособности товаров и предприятий, сегментации рынка, его емкости; изучение покупательского поведения, покупательских намерений, конкурентов; исследование каналов распределения товародвижения; исследование и прогнозирование цен на новые виды товаров и товары, уже имеющиеся на рынке и т.п. В зависимости от объекта и характера исследования необходимо конкретно указать, какие следует принять маркетинговые решения, кто будет их исполнителем.

Экспериментальная часть должна базироваться на исследовательских испытаниях, выполняемых с целью изучения параметров и показателей качества товаров и их взаимосвязи. Работы научно-исследовательского характера, как правило, увязаны с научным направлением кафедры.

При выполнении экспериментальной части не следует ограничиваться констатацией полученных результатов, а необходимо дать их подробный анализ. Экспериментальную часть необходимо выполнять с соблюдением методик выполнения исследований, достаточным числом повторений, обработкой полученных результатов с использованием методов математической статистики при определенном уровне достоверности полученных результатов.

Все результаты экспериментов и наблюдений должны фиксироваться в виде протокольной записи в рабочей тетради или журнале. Записи необходимо проводить непосредственно в процессе работы.

Результаты экспериментальных исследований должны быть представлены в виде графиков, диаграмм, рисунков, таблиц с соответствующим подробным анализом. В работе должна содержаться оценка экспериментально полученных данных на основании сопоставления их с результатами других исследований. Численные данные и физические константы, взятые из других источников, должны быть ясно обозначены, источники их указаны. Необходимо указывать на особенности эксперимента, которые могли быть причиной получения результатов, отличного от общего массива данных.

Творческий подход к выполнению практической (экспериментальной) части, глубокий анализ полученных результатов позволяют разработать рекомендации по оптимизации ассортимента, стабилизации качества потребительских товаров и сырья за счет совершенствования технологии переработки, реализации, хранения, транспортирования, стандартизации и сертификации.

По данному разделу могут быть сделаны самостоятельные выводы и рекомендации (предложения), вытекающие из результатов работы, выполненной и обобщенной в соответствующем разделе. Однако в работе в обязательном порядке должно содержаться общее заключение, состоящее из выводов и рекомендаций (предложений) по результатам проведенного исследования.

Заключение являетсяважнейшей неотъемлемой структурной частью курсовой работы, в которой подводится итог проведенных исследований. В заключении должно содержаться краткое изложение основных результатов работы или отдельных ее этапов, их оценка, сделаны выводы по проделанной работе.

Выводы по работе должны быть четко сформулированы и быть краткими, не перегружены цифровым материалом, общими по всей работе, написаны по пунктам в последовательности соответственно порядку выполнения курсовой работы. Выводы общего порядка, не вытекающие из результатов и содержания курсовой работы, не допускаются.

Список использованных источников включает все печатные материалы, которыми студент пользовался в процессе выполнения и написания курсовой работы.

Подбор и анализ литературных источников являются ответственным этапом подготовки работы. Студент самостоятельно, опираясь на консультации руководителя, подбирает необходимую литературу.

При изучении литературных источников задача студента заключается в том, чтобы разобраться в степени изученности темы. Необходимо выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое отношение к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор.

В процессе работы с литературой студент должен показать способность понимать методологию изложения материала, уметь обрабатывать фактический материал, делать правильные выводы и обобщения, связывать воедино теорию и практику.

В курсовой работе рекомендуется использовать законодательные акты, постановления правительства, нормативные документы, учебную литературу, монографии, периодические издания (главным образом журналы по соответствующей отрасли промышленности), статистические ежегодники, сведения из Интернета.

Статистический материал должен быть собран за последние годы (3–5 лет) для выявления динамики процесса. Доступ к данным и разрешение на их использование студент должен получить у руководителя предприятия (организации), так как некоторые показатели могут составлять коммерческую тайну.

При подборе нормативно-правовых актов желательно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в материалах уже проведенных исследований (диссертациях на соискание ученых степеней, отчетах по научно-исследовательской работе и т.д.).

Значимость работ определяется известностью автора. В настоящее время для оценки работ, как отдельных ученых, так и научных коллективов, используются индексы научного цитирования: международные – (Scopus (scopus.com), Web of Sciences (webofknowledge.com)) и российский – РИНЦ (elibrary.ru).

Индекс цитирования – это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию автора) в других источниках.

При подборе литературных источников необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных работ в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Количество источников зависит от темы курсовой работы и определяется студентом по согласованию с научным руководителем. Как правило, при выполнении и написании курсовой работы используется 20–25 источников литературы, порог которых не должен превышать 5–10 лет.

При подборе литературы особое внимание необходимо обратить на новейшие и значимые публикации в научных изданиях, входящих в международные и российские реферативные базы данных и системы цитирования (Scopus (scopus.com), Web of Sciences (webofknowledge.com), РИНЦ (elibrary.ru). Список литературных источников по теме курсовой работы согласовывается с руководителем.

Приложения. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с темой исследования, но не вошедшие по каким-либо причинам в основную часть: сведения, дополняющие проведенные исследования; промежуточные исследования, формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; акты приемки проверок по качеству и т.д.; описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний либо разработанных в ходе выполнения курсовой работы; иллюстрации вспомогательного характера; нормативные и другие документы; инструкции и методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения работы; иллюстрации, таблицы и распечатки с ЭВМ, выполненные на листах форматов А1, А3 и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: