Техника «Правило круга»

Техники развития навыков работы в команде для учащихся 6–11-х классов

К.А. Алексеев
тьютор, специалист по командообразованию, г. Москва

Каждый ученик за время обучения в образовательной организации многократно сталкивается с необходимостью работать в команде. Для одних это легко и интересно. Для других — препятствие. Предлагаемые в материале техники позволят учащимся приобрести опыт командной работы, в которой каждому необходимо внести вклад в общий результат.

Когда команда работает, в ней всегда есть активные, направленные на результат участники, и есть те, кто стесняется высказать мнение, спорит или отлынивает от дела, перекладывает его на остальных. Современный профессиональный мир требует умения работать в команде. Это значит:

· уметь выполнять задачу, поставленную перед группой людей;

· понимать зону собственной ответственности;

· уметь высказывать свое мнение, принимать чужое или не соглашаться с ним;

· активно слушать;

· быть готовым подхватить дело у отстающих участников команды.

В бизнес-сфере используют техники развития навыков работы в команде, которые вы можете легко применить в работе с подростками начиная с 12 лет и решить следующие задачи:

· развить навыки сотрудничества;

· сплотить группу;

· помочь учащимся проанализировать собственные установки относительно общения и деятельности в группе;

· дать возможность каждому участнику команды побыть в роли лидера;

· понять, насколько участник команды может быть ведомым.

Рассмотрим, как работать с техниками «Правило круга» и «Пять рук». Эти техники можно использовать в комплексе с другими, а также как самостоятельное мероприятие.

Техника «Правило круга»

Технику можно использовать неоднократно для обсуждения общих дел, задач, а также учебного материала.

Цель: развить навыки работы в команде, умение доказывать свою точку зрения, навыки активного слушания, лидерские качества.

Количество участников: от 15 чел.

Продолжительность: от 30 мин (в зависимости от количества участников).

Материалы и оборудование: список правил круга на каждую команду (высказаться должен каждый, нельзя перебивать другого, критиковать друг друга, необходимо точно уложиться в отведенное для обсуждения время и т. п.), часы для контроля времени, набор кейсов для группового решения — можно распечатать или написать на доске, стулья по числу участников.

Требования к помещению: любой кабинет, в котором участники могут образовать несколько кругов (команд).

Инструкция. Разделите класс на несколько команд — в зависимости от количества учащихся, но не менее трех команд по пять человек. Объясните правила круга и назначьте в каждой команде лидера. Задачи лидера — направлять группу к решению, соблюдать правила, следить за временем, озвучивать решение команды на обсуждении.

Раздайте лидерам кейсы для решения и дайте командам на обсуждение 5 мин. Когда время закончится, лидер каждой команды за 1 мин должен озвучить решение команды.

После первого обсуждения команды могут решить еще несколько кейсов. По завершении каждого круга вы обсуждаете решения кейсов со всеми командами, задаете им вопросы. В конце обсуждения попросите каждого учащегося анонимно написать, каким он увидел самого себя (или любого другого участника из команды), что было для него важным. Это даст вам обратную связь.

Кейсы для техники «Правило круга» 1. Как вы думаете, какое(ие) мероприятие(я) могут организовать учащиеся, чтобы повысить статус школы? Как организовать такое мероприятие? Какую пользу оно может принести? Как правильно распределить зоны ответственности? 2. Как вы думаете, что необходимо вашему классу (группе), чтобы каждый учащийся успешно сдал экзамены? Что для этого нужно сделать? 3. Вам предложили войти в состав группы в администрации вашего города, которая разрабатывает проект молодежного центра культуры. Что именно, по вашему мнению, должно быть в этом центре, чтобы молодежь активно его посещала? Как сделать молодежный центр культуры популярным? Какие мероприятия в центре стоит провести в честь его открытия? 4. Вы снимаете рекламный ролик о вашей школе для городского конкурса школ. О каких преимуществах вашей школы будет этот ролик? Какой рекламный лозунг (слоган) точно передаст ваши идеи? 5. Придумайте хороший недорогой подарок (до 300 рублей) для ваших одноклассников и одноклассниц на 23 февраля и 8 марта.

 

Вы имеете право поменять местами участников разных команд и лидеров в каждой команде («теперь лидером в этой команде будет», «теперь каждый второй участник команд переходит по кругу в соседнюю команду»). Это позволит обновить состав команд, актуализировать задачу участникам (заново найти правильные способы работы в команде), понаблюдать за их поведением (осталось прежним, изменилось).

По ходу работы важно анализировать действия учащихся (можно делать записи). После всех кругов обсудите с ними результаты своих наблюдений.

Параметры анализа работы учащихся:

· поведение участников по отношению к лидеру;

· поведение участников по отношению друг к другу;

· поведение участников относительно групповой задачи;

· соблюдают ли учащиеся правила «не критиковать», «слушать друг друга»;

· укладываются ли во временной регламент;

· есть ли скрытые признаки негативного эмоционального состояния при работе в команде.

Рассмотрим отдельно каждый параметр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: