Наличие участников, которые старались попадать в одну команду и которые избегали попадания в одну команду друг с другом — диагностический показатель отношений в классе

После завершения работы поделитесь своими наблюдениями. Попросите учащихся ответить на вопросы:

· Легко ли было выполнять команды?

· Удавалось ли договориться с другими, не используя речь?

· В чем были трудности?

· Насколько быстро удавалось реагировать на команды?

· Что чувствовали перед тем, как ведущий произнесет задание?

· Что, по-вашему, самое главное в этом задании?

2. Эмоциональная атмосфера. В здоровом коллективе это задание сопровождается весельем и сосредоточенностью на деле. Участники могут попросить еще дать задания. Они быстро учатся находить партнеров, чтобы объединиться в группы, смотрят друг на друга, спешат к тем участникам, которым не хватает пары (тройки и т. д.).

В группе, где отношения напряжены, игроки избегают смотреть друг на друга, подгоняют друг друга, могут толкаться, выражать злость, избегать взаимодействия с непопулярными членами коллектива.

Обратите внимание, насколько быстро меняется атмосфера в группе и в какую сторону (ухудшается, улучшается). Это показатель того стиля отношений, который уже сложился в данном коллективе, а также индикатор готовности учащихся к доброжелательному взаимодействию или, наоборот, к конфликтам.

Предложите к обсуждению группе вопросы:

· Как вы себя чувствовали во время выполнения задания?

· Что было труднее всего?

· А что легче всего, интереснее всего?

· Как относились к вам остальные участники команды?

· Вы чувствовали поддержку или агрессию от других?

· Как вы выбирали, с кем объединиться в группы?

· Кто отвечает за успешное или ошибочное выполнение этого задания?

3. Реакция на ошибки. Это задание невозможно выполнить без ошибок. Участники могут ошибаться, соприкасаясь не теми частями тела, присоединяясь к уже сложившейся группе или не замечая оставшегося без пары (тройки) участника. Реакция на ошибки позволяет понять уровень внутригрупповой агрессии. Посмотрите, какова реакция участников на ошибки других, что делают сами участники, когда ошибаются. Реакция на свои ошибки в игре обычно такая же, как в повседневной жизни.

Обсудите с учащимися, что они чувствовали и делали, когда ошибались (например, когда пытались присоединиться к той группе, которая уже собралась в соответствии с командой).

Обратите внимание: учащийся отступает, становится внимательнее, смущается, ищет виноватых? Возникает ли агрессия — к себе, к другому?

Если в ответ на чью-то неудачу или ошибку группа или ее часть разражается критикой, резкими командами («Ты! Давай! Ты думай головой! Не лезь! Не тормози!» и т. д.) — это показатель нетерпимости, накопившегося раздражения, нежелания учащихся относиться бережно друг к другу, сотрудничать. Скорее всего, в группе каждый сам за себя, командного духа мало, в своих ошибках обвинят другого. Обязательно прокомментируйте это, привлеките внимание команды к ошибкам и реакции на них.

Предложите учащимся обсудить следующие вопросы:

· Что происходило, когда кто-то ошибался?

· Вы хотели исправить ошибку или наказать ошибившегося?

· То, как вы реагировали, помогало или мешало?

· Что менялось от ошибки к ошибке?

· Что вы делали, если ошибались сами?

· Как вы думаете, это задание можно выполнить без ошибок?

При обсуждении не допустите травли кого-либо из участников, публичных обвинений в ошибках и негативных личных качествах. Критика может быть высказана, но в форме пожеланий, например: «хотелось бы, чтобы ты был активным».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: